Об искусстве отклика на непрочитанное
- Опубликовано 07 февраля 2022
- Коллизии
- Автор: Сергей Морозов
Есть в книжном деле некий парадокс. При том, что если ты не расскажешь о книге, не брякнешь о ней где-нибудь и как-нибудь, чтоб нелюбопытная публика вообще узнала о ее существовании, от якобы зазывающих текстов (прочти-прочти) откровенно тошнит.
Известно, что вся реклама построена на лжи. Книжная не исключение. Ложь начинается на обложке: "захватывающая", "обжигающая". Продолжается в издательской аннотации. Затем в 15 страницах сопроводительных откликов, где пестрят хвалебными словами все не читавшие и не державшие даже книгу в руках звезды и авторы всех мастей, пополам с краем глазом заглянувшими в нее безымянными рецензентами разных "Трибьюн" и "Дейли". Венчается анонимными и нет сопроводительными комментариями представителей издательства на разных сайтах и далее по эстафете переходит к сторонним блогерам и рецензентам.
Мало кто из указанных людей вникал в написанное. Искусство предварительного, некритического отзыва на книгу - это искусство отклика на непрочитанное. Опознать особенно финальный развернутый текст нечитающего рецензента нетрудно.
Характерные черты:
- полное отсутствие эстетики, цельности, отличающей текст выстроенный хоть вокруг какой-то мысли или оценки. Вал слов и ненужной читателю информации
- грубейшие фактические ошибки
- напористый нагловатый тон (еще со школьной скамьи известно, говори уверенно, экзаменатор слушает интонацию, здесь же читатель и вовсе книжки не читал, так что опять тон и ничего кроме)
- апелляция к внелитературным и внетекстовым моментам (от моды, повестки и мнения якобы авторитета, до ссылок на достоинства или статус автора, как будто моральные качества и ученая степень автоматически дают бонус +500 к художественным достоинствам написанного)
- позиция всезнайки-энциклопедиста (она удобна еще и тем, что рассуждая о добыче угля в Африке в 17 веке и прелестях Замбии, можно на тормозах спустить конкретный разговор о книге)
- знание контекста (говорите больше об авторе и его творчестве, тогда меньше придется про саму книгу)
- склонность к абстрактным сентенциям, без иллюстрации конкретикой (это книга о людской доброте и любви)
- вообще упор на эмоции (тут классика из Гарри Гаррисона - эта книга заставит вас посмеяться, эта книга заставит вас поблевать)
- надо не немного, а основательно давануть читателя авторитетом, за которым нет ничего по существу ("неповторимая авторская интонация, потрясающая писательская техника" - как будто в этом кто-то разбирается)
- ну и кроме того, неплохо бы подпихнуть под это дело еще с десяток других товаров (хотя, как по мне, это бизнес-бессмыслица какая-то получается, я ведь продаю эту, конкретную книгу читателю, но об этом не думают, и предпочитают насувать читателю столько названий, чтоб он уже забыл, про какую книгу он вообще читать сейчас начал).
Сергей Морозов