Северный речной вокзал: Как провожают пароходы
- Опубликовано 13 мая 2021
- Коллизии
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
«Как провожают пароходы,
Уже давно убрали трап.
На самом краешке причала
Стоишь ты, голову задрав…»
В 1966 году Константин Вашенкин написал знаменитые строки и про меня тоже. В том году мне было 19, а 17-летняя Верочка стояла у трапа теплохода, задрав голову. Впереди был двадцатилетний железнодорожно-авиационный роман «Москва — Ленинград».
Белый теплоход провожали и встречали друзья и знакомые. В Севастополе, Волгограде, Перми, Ленинграде и других городах в моей каюте собирались целые конференции — коллеги-историки делились книгами, архивными материалами и т.д. Сейчас это всё запрещено. Не стоять больше подругам на краешке причала.
Самое забавное, что это делается якобы в интересах нашей же безопасности — защищают от злыдней-террористов. Правда, за 76 лет, с 1945 года, ни одного теракта на речном транспорте не было. А защищать теплоходы железными заборами КПП — всё равно, что сеткой-рабицей от комаров. Круизный теплоход за рейс проходит по тысяче, две и более километров. У «злыдней» две тысячи и один способ напроказничать — кинуть чего-либо с берега, таранить теплоход моторкой, сотни которых из хулиганских побуждений пролетают в паре метров от корпуса, и т.д. Читайте военно-морскую историю.
Ну, а если злодей — дурак набитый, и ему до смерти хочется пронести на борт теплохода автомат и гранаты? Так чего ж лезть на рожон в Москве, где с 2012 года установили стальные заборы и КПП? А в Калязине, Угличе, Мышкине и Рыбинске всё, как было «до исторического материализма», так и осталось. Я упомянул только ближайшие к Москве порты. Там не то что пулемёт, на борт в рюкзаке можно свободно пронести и ядерный фугас ранцевого типа.
Ленивый же террорист может пройти и сотню КПП в одних шортиках и майке. Через два часа он прослушает инструктаж, чего нельзя делать — бросать окурки в неположенных местах, неправильно пользоваться электроприборами. Обычно инструктирующий утверждает, что, в случае чего, теплоход сгорает за 20 минут. Это не самолёт, где пассажир сидит, пристёгнутый к креслу. Турист шляется по огромному кораблю. И если он окажется «мальчиком наоборот», то…
В навигацию 2021 года нас осчастливили инновацией — «Стало проще и добраться до теплохода: к месту посадки пассажиров теперь подвозят на бесплатных электрошаттлах с багажными отделениями. Это настоящая новинка и безусловное повышение уровня сервиса, которую высоко оценили туристы уже в этом сезоне».
Посадка в шаттл. Нас только что выкинули из такси. Фото автора
В переводе на русский это означает, что вам на такси или личной машине не дают подъехать даже до здания речного вокзала, и дюжий охранник заставляет вас переться с чемоданами и сумками метров 50 до остановки электромобиля, вмещающего 6 человек (при умеренном объёме багажа), а то и меньше. Затем этот «шаттл» везёт вас на КПП. Вы опять выгружаете чемоданы. Вас «шмонают», как в аэропорту, а затем вы опять тащитесь с чемоданами уже до трапа теплохода.
Обратно — ещё веселей! В 2012—2020 годах охранники раздвигали заграждение у трапа, и вы свободно шли к такси и автомобилям встречающих. Сейчас вы вынуждены тащиться с чемоданами к КПП. А далее — очередь на «шаттл». На 130 пассажиров выделяют три (!) «шаттла», то есть 7—8 рейсов. Погрузка-разгрузка, езда туда-сюда — 12—15 и более минут, в зависимости от номера причала. Таким образом, последние туристы доберутся до стоянки такси более чем через час.
Нас было четверо, и мы оценили ситуацию, уже входя на теплоход. По прибытии сумели выйти первыми и сесть в третий (!) «шаттл». Народ растерялся, а когда люди привыкнут, можно представить себе давку на трапе.
Риторический вопрос, а на какое время вызывать такси или встречающих? До 2021 года, если теплоход прибывал в 19 часов, на это время и вызывали. А сейчас на сколько? На 19.30? На 20.00? Или ещё позже? И это при том, что с того же 2021 года такси или встречающий автомобиль может находиться на территории речного вокзала бесплатно только в течение 15 минут. Хорошо, если успеешь запихнуть пассажиров и багаж в машину. Ещё минуту просрочил — плати 200 рублей.
Прибытие. Вместо в такси нас запихивают в шаттл. Фото автора
Нам нагло врут, что раньше были пробки и заторы при подъезде к теплоходам. Я их никогда не видел. Ну, пусть были. Кто мешал при дорогостоящей реконструкции вокзала создать в огромном парке хоть десять бесплатных автостоянок? На каждой — табло, где за 3 минуты до швартовки высвечивается номер причала и название теплохода.
Сколько миллиардов потратили на реконструкцию вокзала и прилегающей территории — нам не сообщают. Ну, неужели нельзя было не гадить, а оставить людям хотя бы те удобства, какие были? Электрошаттлы в качестве альтернативы, пусть даже платно — неплохой сервис. А когда вас насильно вышвыривают из автомобиля — это концлагерь. Ах, но ведь «шаттл» комфортабелен! Так камеры для принцев в Бастилии были куда более комфортабельные, но отправляться туда желающих не было.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист - для Агентства СЗК