Школа научит, как Родину любить
- Опубликовано 15 февраля 2017
- Коллизии
- Автор: Мария Полякова
На этой неделе в Мосгордуме вынесли на повестку дня любопытный вопрос об очередном нововведении в столичных школах. Депутаты предлагают при составлении рейтингов школ учитывать уровень патриотического воспитания. Вполне возможно, что в наступившем 2017 году данная инициатива уже где-то пройдет апробацию.
Для начала следует внести ясность в термин «рейтинг школы». В Москве главный неоспоримый рейтинг называется «Топ 300». Что же такое этот топ, и как в него попасть? Попасть туда может абсолютно любая школа, с любым уклоном. Совершенно необязательно, что в рейтинг входят только гимназии, лицеи и прочие учебные заведения с витиеватыми названиями.
Первый необходимый, и, пожалуй, справедливый критерий - это высокие результаты образовательного процесса. Главным образом показатели итоговых аттестаций 9 и 11 классов. Второй компонент, без которого невозможно оказаться в топе, - это результаты ВОШ (Всероссийская школьная олимпиада), наличие призеров и победителей.
Департамент образования придумал этот рейтинг несколько лет назад. Идея создать конкурентную среду, тем самым повысив эффективность результата, конечно, хороша. Но сложно отрицать и тот факт, что часто в этот рейтинг приводят не безупречные результаты работы, а «связи наверху».
Школа сегодня представляет собой по сути некий концерн по производству чего-то (иногда знаний), где директор, не бывший учитель, а менеджер, и где у любого родителя прав и рычагов давления на преподавательский состав больше, чем страниц в учебниках. То есть принцип торговли «клиент всегда прав» давно и успешно реализуется в рамках столичного образования. Рейтинг школ был тоже придуман не зря – потому что в погоне за местом в этом самом рейтинге школы идут на жертвы самого различного характера. Опять же зачем так необходимо быть в престижном рейтинге? Потому что родитель при выборе школы, конечно, захочет отдать чадо в «топовую», а финансирование всех школ давно подушевое. Сколько детей, столько и денег на эту школу выделят. Соответственно за клиента надо бороться всеми правдами.
Теперь инициатива Мосгордумы вызовет повышенный интерес к воспитанию патриотов, опять же ради рейтинга. Не ради того, что бы воспитательный процесс наконец-то приобрел какие-то видимые черты, нет. Одной из недавних тенденций в этих престижных чудо-школах стало открытие кадетских классов. Тоже, кстати, ради рейтинга, который учитывает, насколько активно администрация той или иной школы пробует у себя то, что придумывают ежегодно чиновники.
Не хватает стране патриотов, и есть кризис с пониманием того, с чего же начинается Родина. Значит, кадетские классы должны спасти ситуацию - но этого не происходит, и теперь вот ради Топа 300 нужно чтобы и не кадеты тоже были патриотами.
Одна из главных проблем отсутствия у современной молодежи интереса и любви к России заключается вот в чем – выращивая, почти вакуумно, целое поколение потребителей, которые не в состоянии хоть что-то сделать своими руками, государство не решает их проблем, оно их множит. Потому что для того, чтобы любить всецело и без оглядки по сторонам (что даже взрослым патриотам подчас нелегко) Россию, нужно знать ее богатейший историко-культурный пласт. Нужно искренне гордиться ее прошлым, и непременно с надеждой смотреть в будущее, как бы банально это ни звучало. Россия не та страна, которую потребитель, привыкший сызмальства жить на «всем готовом», будет любить всем сердцем.
Вопросы, которые чиновники принимают к рассмотрению, настолько далеки от насущных, реальных проблем, что бездна, которая как воронка, образовалась на стыке эпох, вращается все быстрее, затягивая в себя то, что еще можно спасти. Любому родителю следует знать, что никакой рейтинг не гарантирует хороших учителей, здоровой атмосферы в школьном коллективе, а главное отсутствия проблем в процессе обучения. Как же выбрать школу? Практически никак, «пальцем в небо». Ни патриотов вам не воспитают, ни к ЕГЭ не подготовят – все равно придется нанимать репетиторов по всем основным предметам, особенно если ваш ребенок учится в «топовой» школе.
Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк