Современная литература: диалоги и описания - и больше ничего…

Хлебом не корми, дай сделать что-нибудь ненужное. Большинство современных книг просто набиты до отказа двумя совершенно ненужными вещами. Но при этом в них обычно отсутствует две других, крайне необходимых.

Ненужные вещи - это диалоги (западные авторы при всей своей убогости внутренне чувствуют это и просто уничтожают в своих книгах прямую речь, отказываются от нее) и описания (стремятся расправится и с ними, что приводит к закономерному итогу - романы превращаются в пьесы и сценарии).

Возьмите любую книжку и там только это. Автор много описывает, изо всех сил распространяя предложение, герои - много и натужно болтают. В автофикшне это сливается воедино: автор описывает, болтая. То есть получается еще хуже.

Ни описания, ни диалоги, как правило, ничего не прибавляют содержательно. Но именно они дают объем. Присутствие этих двух излишних вещей объясняется, конечно, легко. Мы что-то видим, и о чем-то говорим. Типа, так в жизни.

Правда из того и другого испаряется смысловая и содержательная часть. Нынешние диалоги - это чередующиеся монологи, формальный набор слов. Равным образом и описания - есть не более чем выполнение старой литературной программы, той, что существовала до изобретения кинематографа. Но кино есть, как писал я неоднократно, зачем описывать?

В описании есть необходимость только тогда, когда оно имеет отношение к мысли, чувству или оценке. Была стена кирпичной или обшитой какой-то дрянью по нынешнему дикому обычаю - какая разница? Что это прибавляет, кроме объема.

Нужен живой эмоциональный пейзаж, а не просто перечисление: деревья - 2 штуки, скамеек - 3, пруд - 1, уток - 7.

Развал целевой составляющей превращает книги в рыхлый набор слов.

А цель связана с отсутствующей теперь практически повсеместно мыслью и историей.

Зачем написано? О чем?

Ну это ж такие тривиальные вещи. Но они выветрились из большинства книг. Книги перестали собираться, конструироваться, продумываться. И остался один пустой шаблон: там говорят и описывают.

Да зачем же за такое платить? За стенкой говорят. В окне что-то показывают.

Сергей Морозов

Автор
Сергей Морозов
литературный критик

Сергей Морозов

Похожие статьи