Во сколько нам обходится содержание старых калош Черноморского флота?

В ночь на 15 декабря в Южной бухте Севастополя затонул плавучий док ПД-16 с находившей в нём подводной лодкой Б-380. 

А вот что о ней писал военный историк Александр Широкорад еще 22 октября 2019 года в статье «Флот или флотилия?», опубликованной на сайте http://karaulovlife.ru. 

«Подводная лодка Б-380 проекта 641Б введена в строй 30 декабря 1982 г., то есть 37 лет назад. Поначалу ее именовали «Горьковский комсомолец», а затем «Святой князь Георгий». В 1991 г. лодку поставили на ремонт, и вот она уже 28 лет (!) ремонтируется в плавдоке ПД-16. Сей док — германский трофей. Его построили в 1938 г. Специалисты утверждают, что вывести лодку из дока физически невозможно — док развалится и затонет. И сейчас над Б-380 гордо реет Андреевский флаг». 

Подводная лодка «Святой князь Георгий» в доке ПД-16. Февраль 2016 г. Фото Ирины Осиповой

Разумеется, будет собрана мудрая комиссия, которая установит технические причины затопления дока. Но почему никого (!) не волнует факт, что половина кораблей Черноморского флота представляют собой старые калоши возрастом в 40—50 лет, готовые затонуть в любой момент?

Самый молодой из них — крейсер «Москва» проекта 1164, введенный в строй в 1983 году. Далее идут: БПК «Керчь» пр. 1134Б (1974 г.); СКР «Сметливый» пр. 61 (1969 г. — старейший в мире СКР. Он уже 17 лет пугает супостата пустыми контейнерами ракетных установок, ибо ракеты Х-35 на декабрь 2019 г. на Черноморский флот так и не поставлены); СКР «Ладный» пр. 1135 (1970 г.); подводная лодка Б-871 «Алроса» проекта 877Б «Палтус» построена в Сормове в 1988—1989 гг.

Подводная лодка «Святой князь Георгий» в доке ПД-16. 15 декабря 2019 г. Фото Ильи и Натальи Кичатовых 

С марта 1992 г. по 1996 г. Б-871 в море не выходила из-за отсутствия аккумуляторных батарей. С августа 1998 г. по апрель 1999 г. проходила ремонт на Судоремонтном заводе № 13 в Севастополе. 

21 октября 2009 г. во время учебного плавания отказала двигательная установка, и «Алросу» на буксире доставили в Новороссийск. В июле 2011 г. лодку отправили на ремонт на Балтику, в Кронштадт. В сентябре 2012 г. «Алроса» вернулась в Севастополь. Летом 2014 г. Б-871 опять поставили на ремонт на завод № 13, где она и находится по сей день. 

Подводная лодка Б-435 проекта 641 введена в строй в 1971 г. В 1997 г. передана Украине, где получила наименование U 01 «Запорожье». Лодка с 1995 г. проходила ремонт на заводе № 13. Батареи лодки вышли из строя. Покупать их у «москалей» Киев не пожелал. Батареи заказали в Греции («в Греции всё есть»). Заплатили за них 3,5 млн. долларов, но батареи не влезли в аккумуляторные ямы. 

В итоге лодка до февраля 2014 г. стояла в ремонте и лишь три раза, и то ввиду Севастополя, выходила в море.

 

Затонувший пустой док. Фото с сайта: https://www.gazeta.ru

21 марта 2014 г. большинство экипажа во главе с капитаном 2 ранга Робертом Шагеевым перешли на сторону России. 27 марта на лодке подняли Андреевский флаг. Далее начались непонятные истории. Командование Черноморского флота категорически отказалось вводить лодку, которой вернули название Б-435, в строй. Киев тоже ее брать не желает. Периодически печатаются объявления о торгах лодки на утилизацию и столь же периодически утилизацию отменяют. Предлагается лодку установить в качестве музея в Балаклаве, но местные власти об этом и слышать не хотят.

Подводную лодку вытащили из дока. Фото с сайта: https://www.gazeta.ru

Мои друзья из Севастополя рассказали, что по берегам Южной бухты выставлены вооружённые патрули, запрещающие фотографировать злополучную Б-380. Но прямо как в старые добрые советские времена! Но тогда в Севастополе запрещали фотографировать корабли второго, а кто-то утверждает, и первого в мире по мощи Советского Военно-морского флота. 

Уже 20 лет независимые историки флота смеются: «Уж лучше б нас ловили, но был бы флот, а не…» 

Ирина Осипова, Агентство СЗК

Автор
Агентство СЗК

Ирина Осипова

Похожие статьи