Высшее образование и ВУЗы - вопросы, вопросы, вопросы…
- Опубликовано 02 июня 2025
- Коллизии
- Автор: Мария Полякова

Высшее образование, бывшее лучшим в мире при СССР, было таковым не только по причинам очевидным на первый взгляд (преподаватели, умные студенты и т.д.). Высшее образование выполняло свою основную, ведущую функцию, а именно - подготовка будущих научных и педагогических кадров. Основная задача высшего образования — это «делать науку ради науки». Человек начинал подготовку к поступлению задолго до финального года в школе, выбор был очень основательным, требовал глубокой подготовки, уйма времени уходила только на чтение книг. Каждый из ВУЗов назначал свои внутренние испытания, по каждому направлению свои. Вспомните кадры подготовки к экзамену из «Приключений Шурика» - все читают, трясутся, учат, на кону будущее.
Высшее образование действительно было привилегией, но для тех, чьи мозги были рассчитаны на такой объем информации, и чьи ценности соотносились с задачей ВУЗа – подготовкой научных и/или педагогических кадров. Наука вообще не терпит дураков, хотя я прекрасно наблюдаю какое их количество сейчас в науке, но и наука уже давно не наука. В тот момент, когда ВУЗы перестали исполнять свою функцию, наука стала постепенно превращаться в оплот чрезвычайно привилегированных и не очень умных людей, которые после актеров и психологов уверено занимают лидирующие позиции по количеству либералов в своих рядах, млеющих перед Западом и жаждущих возвращения «в цивилизацию». А такая позиция вообще никаким образом не соотносится ни с умом, ни уж тем более с эрудицией.
Совершено очевидно, что 70 процентов современных ВУЗов просто надо закрывать. Далее отменять вообще все факультеты и оставить только те, которые являются научными. Далее дать человеческую зарплату преподавателям высшей школы, чтобы они «с голоду не умирали», это, господа, цвет нации, преподаватели высшей школы, а не блогеры и футболисты. И вот когда в Москве останется 10 ВУЗов, из них три медицинских, четыре технических и три гуманитарных, тогда через лет пять мы увидим плодотворный результат. Сотни страждущих отправятся туда, где они и должны быть – в колледжи, получать СПУ, чтобы потом работать сварщиком, а не носиться по городу с дипломом менеджера, не принося никакой пользы ни для кого – ни для работодателя, ни для государства. А таких на сегодняшний день в столице 80 процентов. Как хорошо известно, большой выбор — это всегда ситуация, когда лучшее – враг хорошего. Выбор ВУЗов должен быть крошечный, только по научным отраслям. Не умеешь думать как физик, филолог, инженер, врач? Добро пожаловать в колледж, учись зарабатывать руками.
Только все это мечты, максимально несбыточные. Коммерческий сектор в России как был, так и остается с чудовищно рабским подходом к людям, законы ТК почти нигде не соблюдаются, сотрудник любой коммерческой организации — это «раб лампы», который готов выполнять любые даже порой дикие причуды предпринимателя, который, кстати, конечно отучился в каком-то ВУЗе.
Последнее, что необходимо отметить, что любые потуги власть имущих решить эту проблему превращаются в ничто на фоне зарплат, о которых как-то помалкивают в ходе дебатов о ВУЗах и рабочих профессиях. А платят рабочим по-прежнему копейки, за тяжелый, иногда каторжный труд плиточник, например, получает в среднем 100 тысяч в Москве, представим столько в регионах? Получается, что труд врача, сварщика, электрика, плотника, инженера это мусор, ненужный нашему государству. А вот на деле, оно по-настоящему нуждается только в блогерах, актеришках, спортсменах (которые еще что-то вякают, спокойно отказываясь выступать под нашим флагом). Больше мне никто на ум не приходит. Эта категория граждан получает миллионы, а вот ученый, преподаватель, тот же электрик или сантехник 100 тысяч рублей в столице. Я не знаю, о чем думают те, кто реализуют внутреннюю политику в России, когда СВО уже четвертый год идет. Но, очевидно, это те, кто имеет высшее образование.