Никогда и ничего не зря: Сергей Сибирцев в реальности русской метафизики
- Опубликовано 27 декабря 2024
- Культура
- Автор: Людмила Лаврова
Почему невозможный? Потому что ни в одни рамки не вписывающийся, ни в одно определение не вмещающийся. Протей…
Когда в 2004 году ведун Юрий Мамлеев вместе с автором как будто говорящих напрямую с тобой романов «Государственный палач» и «Приговоренный дар» приглашали на первое собрание Клуба метафизического реализма, кто мог бы подумать, что это начинание с малопонятным для многих названием просуществует 20 лет!?
Близкие в Вечном. Юрий Мамлеев и Сергей Сибирцев
Творчество Мамлеева было уже широко известно, и не только в России, за плечами – непраздничная жизнь в США, во Франции. Впоследствии эта жизнь в цикле американских рассказов пророческим ужасом отзовется…
Проза российского странника, бывшего палубного матроса Амурской флотилии Сибирцева только обретала своего читателя, выкарабкивающегося из-под лавины проклятий соцреализму и словесного масскульта 90-х. Однако сразу было понятно, что объединило их. Несмотря на разницу в жизненном опыте и возрасте, Мамлеева и Сибирцева роднило предчувствие ограниченности человеческой реальности и стремление в своем творчестве развернуть ее в пространство бытия, желание прикоснуться к высшим началам через прорыв материального хаоса, притворяющегося миропорядком. Рядом с каждым из них ощущалось Присутствие Высшего. Высшее существует, и «не в том дело, что нет ему до нас дела… А в том – есть ли нам дело до Высшего!».
Что там, «за сущим»? – спрашивал каждый их них по-своему. Где предел «временному» в реальности человеческих проявлений, есть ли возможность, шанс прикоснуться к Вечному?
Мир исчезнет… Был он или не был?
Но из уст Кого-не-знал-никто
Потечёт Невиданная Небыль,
И узнает каждый, кто есть кто...- писал Мамлеев.
В упоении рыночно-капиталистической вакханалией многим, да, наверное, большинству, подобные суждения представлялись «метафизическими бреднями».
Впрочем, еще А. Пушкин обращал внимание: «ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись — метафизического языка у нас вовсе не существует;» ( из неопубликованной при жизни поэта статьи «Причинами, замедлившими ход нашей словесности…»).
Или вот Лев Толстой в «Воскресении» писал об одном из персонажей: «никогда не думал о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни».
Конец ХХ века в России особенно располагал к насмешкам и глумлению над «духовными порывами» и прочей, не приносящей выгоды «риторикой». В самом деле, зачем задумываться о всяких отвлеченных высоких материях, когда вокруг - капища торжествующего мамоны? Литература – всего лишь развлечение, а рассуждать о какой-то там «миссии писателя» - замшелая архаика.
Сергей Сибирцев на одном из первых собраний Клуба Метафизического реализма
Сергей Сибирцев в том нашем беглом разговоре, коснувшемся не только предстоящего юбилея Клуба, но и его отношения к недавно присужденным литературным премиям, заметил убежденно:
- Я все еще верю в священное слово Писателя…
И вскользь добавляет о чиновниках, оседлавших «литературный процесс»:
- Литературный бизнес, будет точнее… Дело даже не в премиях. Проблема - в наличии мозгового вещества в черепах чиновной скрепной братии и нонешних творцов… С ошметками вещества серого творить что-то божественное, нетленное, величественное....Увы…
Обидно за Алексея Шорохова, которого из списков всех главных премий потеснили. В том числе из русского СЛОВА!???? Хотя его книга «Бранная слава» сильная и нужная.
Странная блокировочная история происходит с книгами Юрия Козлова, открывающего хляби закулисья современной политической и общественной реальности.
Сегодня многое решают спецчиновники, читающие лишь спичи, сочиненные другими пречудесными чинушами от литературы. А разнообразные писательские гопкомпании прикладывают к этому свою уракоммерческую длань.
- Где «Человеческая комедия» о наших временах, Сергей? В каких житейских дебрях затерялась? Высоцкий посмеялся, а оказалось правдой - «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»?
- Современный капитализм, полагаю, был бы не по зубам и моему любимцу Бальзаку. Потому как современный капитализм упорно, иррационально суицидален, даже в мелочах житейских...
Тащит, сволочь, под воду и себя, сумасшедшего, и всю свою послушную дурную челядь земную… Запад, игралище сатанинское, так подло долго загнивает… Дрянненькие жуткие клоуны решают быть или не быть нынешней цивилизации человечков.... А в запасе у Создателя столько еще неопробованных цивилизаций…
- Мамона ненасытен… А оставшиеся, редкие, петушком, петушком за дрожками бар бегут....
- Один в один согласен с твоей картиной нынешней смешной и трагической действительности, - полагаю, такому точному diagnosis рукоплескал бы и другой мой любимец Антон Павлович Ч.
О войне Слово еще будет сказано. Но давно ждет писательского подвига - рассказать о незаметном «тягловом» значении малых городков, поселков-деревень нашей державы!.. Они ее держат, вытягивают в лихие годины… Прямо за мкадом все еще живут-выживают старинные дома, церквушки, домишки, запущенные, ветхие, с жильцами и мелкими конторами. А если по всей России поездить-посмотреть? Зато родимые россиянские рублевки завсегда держат-хранят совесть, скрепно духовные, моральные и прочие традиционные ценности в переднем углу избушки-дворца, рядышком с православным иконостасом.
Не случайно об этом говорю. Есть одна тема, которая пронизывает насквозь творчество Юрия Мамлеева. Тема России. России Вечной… Меняющей лики-обличия, но не меняющей суть. Так называется и главный философский его труд. Через души людей Россия проявляется на планетарном плане бытия. Мамлеев передал нам свои прозрения об этом...» .
Разговор переходит на предстоящий юбилей Клуба. Сергей снова немногословен:
- Стараемся хранить пророческие заветы Юрия Витальевича, бессменного президента Клуба… И с годами образовалось интеллектуальное собрание уникальных людей, содержащее в себе объединяющее и созидательное начало, пространство неформального общения читателей и писателей, где каждый представлен как личность со всеми противоречиями, исканиями и заблуждениями».
Остается добавить: по верному наблюдению Владимира Винникова, «эта клубная жизнь не ограничивается только стенами Центрального дома литераторов – ее участники не зарекаются от общения между собой и за его пределами».
Спрашиваю о Клубе и его многолетнем «кормчем» прозаика Дмитрия Полякова-Катина, чьи книги «Скользящие в рай, «На выдохе», «Улыбка идиота», «Сновидения по Юнгу», «Берлинская жара» были высоко оценены, в частности, писателем Юрием Васильевичем Бондаревым и композитором Александром Зацепиным.
«Евгений Шварц как-то сказал: «Первый признак талантливого человека: он радуется чужому успеху. Он понимает, что каждая удача не отнимает, а дарит". По тому, как уже много лет Сергей Сибирцев, будучи сам потрясающим русским писателем, бескорыстно и энергично растит, развивает свой Клуб метафизического реализма, как он без всяких просьб бьется на каждого талантливого литератора, встреченного им на своем пути, как он радуется творческим достижениям знакомых и незнакомых ему писателей и поэтов, можно сказать: слова Евгения Шварца в полной мере можно отнести и к нему. Именно поэтому Клуб Сибирцева оказался таким долговечным (что редко встречается в современном писательском мире). О таких людях другой советский поэт Владимир Высоцкий написал: "Он был чистого слога слуга". Слуга - от слова "служить". С какой-то офицерской самоотдачей Сергей Сибирцев верно служит русской литературе. В его служении есть самоотверженное донкихотство. И слава Богу, ибо на таких талантливых людях во все времена держалась и держится настоящая русская литература».
Легкие новогодние птицы
В тот юбилейный декабрьский вечер 13-го в Малом зале Центрального Дома Литераторов случился мега-аншлаг: пришли издатели, литературные критики, журналисты, ученые, предприниматели, художники, а уж писателей как прозаиков, так и поэтов - было не счесть.
Двадцать лет диалога Абсолюта и Бездны!
Писатель-романист Илья Пряхин отмечает: «Главная особенность Клуба Метафизического Реализма в потрясающей концентрации людей талантливых и одновременно глубоко порядочных, - а эти свойства далеко не всегда сопровождают друг друга. И на заседаниях Клуба в Малом зале, и на неформальном «чаепитии» в Нижнем буфете я неизменно отдыхаю душой; меня окружают люди, которые мне интересны, и которым, кажется, интересен я».
Среди гостей и выступающих - преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана и поэт Леонид Дудко, писатель Андрей Воронцов, профессор, доктор философских наук, поэт, писатель Петр Калитин, заместитель главного редактора газеты «Завтра», поэт, прозаик Владимир Винников. Ярким спичем отметился поэт, публицист Игорь Витюк. Среди присутствовавших гостей: доктора физмат наук Владимир Масловский, писатель, востоковед Евгений Анташкевич, главный редактор журнала «Представительная власть», доктор юридических наук, Алексей Любимов, председатель правления Крымского отделения СП России Владимир Сорокин, Андрей Щербак-Жуков, прозаик, поэт и Павел Иванов, зам. по развитию ИД РИПОЛ-классик. А также - поэт и писатель Ольга Муравич, писатель, издатель, который вместе с Сергеем Сибирцевым создал книжную серию «Библиотека Клуба метафизического реализма» при содействии ИД «Рипол-классик» и его генеральный директор Сергей Макаренков (мысленно). Специальным гостем вечера был поэт, ветеран войны в Афганистане Владимир Вшивцев, в рамках встречи презентовавший свой сборник стихов «Солдат и пилигрим».
Поздравление с выходом книги ветерана войны в Афганистане, поэта Владимира Вшивцева
В завершение поздравительной части собрания председатель Клуба Сергей Сибирцев получил Золотую Пушкинскую медаль от Союза писателей России, поздравительные грамоты от дирекции Клуба писателей ЦДЛ, от Союза Российских писателей, от главного редактора и директора творческого объединения «Отечественные Записки» Сергея Шулова.
Среди музыкантов
Допоздна велись беседы гостей Клуба между собой, а ВИА «Московский дворик» п/у Дмитрия Грязнова радовал собравшихся своими композициями, добавив вечеру тепла и светлой праздничности.
А завтра снова прозвучит извечное: «Куда ж нам плыть?».