Современная литература: автор превратился в Петрушку при издательствах

Нынешней литературе не остается больше ничего другого как писать о литературе.

Больше мы ничего не знаем, больше ничего не умеем.

Бывают тяжелые формы заболевания - в виде всяких там отсылок и перекличек, требующие университетского образования и начитанности в белых пятнах мировой литературы.

Бывают более легкие.

К чему это я? Из рабочих профессий в литературе у героев остались две - работник сферы обслуживания (бармен, официант) и писатель. Чаще всего их совмещают.

То есть легкий вариант, это когда текст, все-таки не про литературу и не про филологическое самоопыление, а просто когда у нас персонажи - литераторы.

И вот, диалог, не с самим пишущим персонажем, а с его потомством, который показался мне интересным:

- Скажите, а почему ваш отец писал пьесы? Зачем?

- Ему нравилось чувствовать себя Богом. Он мог отправиться куда угодно. Как угодно распоряжаться своими персонажами. Придумать любую историю. Правда, когда она уже была опубликована, отец часто жаловался, что уже ничего не может с ней поделать. Книга начинала жить своей жизнью и выходила из-под его контроля.

Ну, тут у нас целая теологическая драма из области литературы - Творец и тварный мир, трагедия творения, изъяны дара свободы.

С другой стороны ничего нового. Мифология и теология автора-творца имеет хождение и доныне. Особенно у тех, кто до сих пор понимает литературу мистически - как творение миров из бездны чудесным актом.

На самом деле все тривиально, и все знают, что литература растет не из головы (Зевса), а из задницы (человека). Не только в смысле концепции писательства, как выделения, о чем я писал, но и в бытовом, тривиальном смысле. Книги не выдумывают и не творят, их высиживают, как яйца. И нужна не столько голова, но и способность высидеть, записывая или печатая, все то, что из головы вывалилось.

Иногда, глядя на 800-страничный фолиант, думаешь: ох и крепкая же у тебя ж...

Чемпионы в этом деле - авторы фэнтези, конечно. У них 800 страниц - это первая часть первой книги первого тома.

В принципе, концепция автора-творца - это архаика, утешение для психов и дилетантов, или простофиль, которых продолжают водить за нос, рассказывая как Тургенев там, или Гончаров, метали слова на страницу, выкрикивая "Вердимиллиус!" или "Карпе Ретрактум!".

Нынче кто был всем, стал ничем. Творца низвергли и развенчали.

Слава Богу!

Автор превратился в своего рода Петрушку при издательствах. Фрак не подает к выезду Павла Иваныча, но всегда тут и на подхвате. А как же, идет охота на мертвые души.

Но старых привычек не вытравишь. У нас либерализм. И теперь, как писала некогда русская религиозная философия, свершилась у нас некая антихристова подмена. Вместо богописателя стал писателебог.

В принципе сетования папы героини диалога замечают верное положение дел. Концепция творца и не соответствует действительности. Да и теологически неправильна. Литература не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Это, как бы, очевидно, и к этому опять, слава Богу, пришли в XX веке. К тому же сказано выше. Тексты высиживаются. Их выпиливают лобзиком, а не творят заклинаниями маги 150 левела. Писатели - не маги, а архитекторы. И занимаются дизайном и проектированием. Не Боги переплеты обжигают.

Однако такой здравый взгляд для некоторых - тоталитаризм и отрыжка коммерции.

И тут начинается новая жизнь идеи творца и на арену выходит обезьяна писателя, наследник Штирнера - "вся литература - поле моей деятельности" и батьки Ангела.

Я творец. Как захочу, так и будет.

В результате появления таких обезьянописателей-писателебогов в литературе отменили здравый смысл, законы физики, биологии, вековую мудрость, наследие культуры, традиции, общественную логику и психологическую мотивацию.

Что имеем в итоге?

Книги, которые я определяю как игру в куклы.

Автор в худшем смысле по-детски, и тут занят переворачивание заветов (будьте как дети), своевольничает и летит не то чтобы на крыльях фантазии, а на крыльях собственного абсолютного произвола, подавая пример безумия другим.

А нам остается за этим только молча смотреть и смотреть, какие законы и логику отменят в следующем тексте. Потому что век критики закончился и ее отменили еще вперед законов физики.
Автор
Сергей Морозов
литературный критик

Сергей Морозов

Похожие статьи