Электричка. Вредные советы для начинающих
- Опубликовано 02 июля 2025
- Общество
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Но все не так страшно. Можно даже попробовать. Хотя бы раз. В свое время Григорий Остер написал для детей книжку «Вредные советы». Аналогичную очень захотелось написать про электричку.
Билеты. Новички, видимо начитавшись литературы, полагают, что для проезда необходимо купить билет. Ерунда. Интеллигентское слюнтяйство. Можно совершенно запросто обойтись и без него. Есть несколько способов. Практически везде есть дырки в заграждениях. Они не секретные, но новичкам неизвестны, поэтому упоминаются лишь для полноты картины. Для новичков есть два других способа. Первый все-таки связан с приобретением билета. Он нужен для прохода через турникет на перрон -достаточно приобрести до ближайшей станции, что позволяет сэкономить деньги. Если вообще не хочется платить, то можно пройти через турникет сразу за обладателем невзрачной бумажки. Пауза в срабатывании устройства позволяет это сделать без суеты с сохранением чувства собственного достоинства и даже превосходства над обилеченными. Этим приемом без стеснения пользуются и молодые и пожилые (хотя их меньше, поскольку снабжены социальными картами), и мужчины и женщины, и те, кто усиленно изображает из себя светских львиц в рыночных «Дольчах и Габбанах» и «Версачах» и мужчины в галстуках, изучающие во время поездки цены на автомобили.
Отсутствие билета не служит препятствием посадки в поезд, позволяет занять любое свободное место и даже еще несколько для тех, кто «сейчас подойдет», поставив на них сумку или положив какой-нибудь предмет – пачку сигарет, зажигалку, упаковочку бумажных носовых платков и прочей дребедени. На занятое место никто претендовать не может, включая менее расторопное лицо с билетом. (Кстати, отличный способ знакомиться с девушкой, поскольку можно отказать десятку тех, кто вам не приглянулся). Новички пытаются что-то лепетать насчет билетов, но быстро увядают под децибелльным натиском электричечников, дружно встающих на защиту своих завоеванных в борьбе с транспортом прав.
Держать место можно сколь угодно долго. Уступать места женщинам и пенсионерам даже с палочкой вовсе не обязательно. Исключение разве только для тех, кто совсем на костылях или беременным. Степень нуждаемости в сидячем месте (для инвалидов) и сроки беременности определяются владельцем места по визуальным признакам. Любое решение электричечной общественностью не оспаривается и не осуждается. Ну разве только какой скандалист попадется. Но и тут ровно половина вагона (доказано практикой) будет на стороне владельца места. Шильдик «Места для пожилых и т.д.» никакой юридической силы не имеют, а ссылки на него лишь уменьшают число борцов за справедливость, если таковые вообще найдутся. У электричесников своя психология и свое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Так что к некоторому культурологическому шоку надо быть готовым.
Контролеры производят впечатление лишь на слабонервных хлюпиков. По отношению к безбилетникам они не имеют никаких прав, хотя в форме и с какими-то аппаратиками для сбора денег. Можно совершенно спокойно подняться со своего места прямо у них на глазах, оставить на своем законном (!) месте любой предмет и спокойно пройти в конец вагона, на ближайшей остановке выйти на перрон пройти против хода поезда и вновь зайти в другую дверь и так же не спеша водрузиться на свое место, которое опознается по оставленному предмету. Занять его никто не имеет права. Оно принадлежит занявшему на все время поездки. Если перегон длинный и контролер застал вас в тамбуре, то до остановки можно с ним поговорить на тему, что у вас билета нет и платить вы не собираетесь или , если вы не в духе, вообще с ним не общаться, сколько бы он ни требовал предъявить проездной документ. Он по отношению к вам совершенно бесправен. Конечно, он может вызвать полицию. Если готов потратить свое рабочее время и завалить свой план по охвату безбилетников. Но пока блюститель дойдет, поезд сто раз становится, позволяя совершить вышеозначенный забег по перрону. Если маневр совершается в часы пик , надо быть внимательным, поскольку таких умников добрая половина вагона. От двери к двери толпа несется как ужаленная, сметая все на своем пути, включая тихоходов. Кстати, контролеры движутся строго в одном направлении. И если заскочить в вагон у него за спиной, он даже, если знает, что вы без билета, ни за что не попросит вас его предъявить. Видимо, у них есть свой приказ «Ни шагу назад».
Итак, с билетами разобрались. Вы на перроне. Ветераны прекрасно знают, где будут двери вагона и там заранее формируют мини коллективчики. Вам туда. Сейчас поезда наполнены только в часы пик, казалось бы, посадка должна проходить без брутальности. Ничуть не бывало, даже если вагон пустой, а претендентов на посадку не много, вход в вагон напоминает штурм Измаила. Видимо, срабатывает память поколений.
Несмотря на таблички, запрещающие курение и напоминания о штрафах по громкоговорителю, дымят практически все. Процесс штрафования не доводилось видеть ни разу. Курить можно в любом понравившемся месте, но высший шик, конечно, непосредственно под знаком с перечеркнутой сигаретой. Окурок можно выбросить в урну (то, что у лимитчиков называется мусоркой). Делается это отрывистым коротким кистевым броском. (Стоит потренироваться дома перед зеркалом). Попадание в урну ошибкой не считается, но и в зачет не идет. Самый распространенный способ - бросить окурок на рельсы. Судя по их количеству, именно так поступает абсолютное большинство даже если до урны всего пара шагов. В высшем обществе для некоторых блюд на банкетах можно не пользоваться столовыми приборами (артишоки, спаржа, некоторые виды сыра). У электричечных также есть исключения (чем они хуже?) - шелуху от семечек можно бросать прямо на перрон, а в вагоне на пол (в тамбуре тем более).
С обертками от мороженого, использованными салфетками и пустыми пачками сигарет в последнее время принято поступать следующим образом. Бросать их на перрон считается уже неприличным. Для этого есть - нет не урны, а лавочки из досок, между которыми есть расстояние. (Очень хорошо для этих целей подходят сетчатые ограждения и кирпичная кладка). Вот это оно. Именно в это пространство и следует запихивать бумажки, банановую кожуру и прочее. Точно так же следует поступать в вагоне. Конструкторы специально для этого предусмотрели расстояние между лавочкой и стенкой вагона. Туда спокойно влезают не только бумажки, но и огрызки яблок, апельсиновая кожура. Бутылки бросают на пол или оставляют на сиденье, ничуть не думая о тех, кто придет после них. Мелкие конфетные фантики хорошо заталкивать в швы мягкой обивки при ее наличии.
В вагоне следует вести себя расслаблено. Особых ограничений нет. Можно совершенно спокойно чавкать ароматизированным кулинарным изделием фаст-фуда в непосредственной близости от соседа, не понижая голоса говорить по телефону на любые темы и так далее. Если ему что-то не нравится, пусть ездит на такси.
Короче, счастливого пути!