Михаил Фридман: Сегодня средняя школа воспитывает инфантильных эгоистов

Новое время требует новых решений. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой фатального недопонимания поколений: одни выросли при советской власти, другие — в «лихие девяностые», третьи являются порождением нынешнего режима.

Важнейшим индикатором состояния общества, его здоровья, если угодно, вне всякого сомнения, можно и следует считать среднюю общеобразовательную школу, т. к. именно в ней закладывается фундамент индивидуальных и коллективных ценностей, смыслов и целей, во многом именно она определяет дальнейшую жизненную и профессиональную перспективу человека. Школа — это зеркало общества.

Говоря о роли средней школы в развитии общества, нельзя не сказать, что школа едва ли ни единственный социальный институт, занимающийся целенаправленным воспитанием детей и подростков. Безусловно, есть и семья, и «улица», и СМИ, и Интернет, оказывающие судьбоносное влияние на неокрепшие умы подрастающего поколения, однако, ни один из перечисленных субъектов педагогического воздействия не характеризуется основными дидактическими принципами (целостность, системность, целенаправленность, научность и пр.) — в каждом конкретном случае все обстоит по-разному.

В последние 25 лет образовательную политику нашей страны пытаются наполнить совершенно чуждым для российской ментальности содержанием, в школу пришли случайные, зачастую элементарно безграмотные люди. Принципы отечественной средней школы были окончательно подорваны, их вытеснили равнодушная толерантность, всеядность, интернет-зависимость, инфантилизм, необоснованная вариативность, компетентностный подход (это когда вместо формирования системы знаний, на сознании ставят заплатки сиюминутного интереса) и мн.др.

В настоящее время, в условиях отсутствия единой идеологии, понятной и близкой всему населению России, нет никаких ценностных ориентиров для формирования мировоззрения у наследников великой державы. Обучение превратилось из работы над собой в приятное времяпрепровождение, знания — из основы для мышления в выбор готовых ответов в тестовых заданиях. Никто не знает, кого следует готовить, к чему готовить, каким должен быть новый человек. Счастье, сведенное к удовлетворению базовых потребностей, к примитивному гедонизму, становится самоцелью. Богатейшее культурно-историческое наследие человеческой цивилизации, накопленное тысячелетиями, сегодня остается современниками без внимания: сериалы, порнофильмы, компьютерные игры, квесты, вписки, бессодержательная попса и пр. в большинстве случаев оказываются более привлекательными для подрастающего поколения, чем собственное творчество, чем памятники литературы, живописи, архитектуры, выдающиеся музыкальные произведения и глубокомысленные театральные спектакли.

Советская школа имела много перегибов — это бесспорно. Жесткая, принципиальная, иногда не дававшая вздохнуть или поднять голову, она ломала. Она была формой для куличиков в песочнице человеческой жизни. Дети нередко боялись школы, шли без охоты. Безусловно, это неправильно.

Сегодняшняя школа представляет собой флешмоб, какое-то сборище, соревнование с высокими ставками за ничтожный приз. Удивительно, как много отличных, талантливых, умных ребят сейчас получает среднее образование. Много, конечно, и никчемного балласта, сорняков, готовящихся к долгосрочному и эффективному паразитированию на обществе.

Сравнивать советскую школу и нынешнюю российскую нельзя. Советская формировала личность строителя общества, коммунистического общества, нынешняя — воспитывает большей частью инфантильных эгоистов. В СССР каждый человек получал реальный опыт раскрытия собственных лидерских способностей с начальной школы (звездочек, звеньев, отрядов, дружин, редколлегий и пр.), в современной России среди одиннадцатиклассников большой популярностью пользуется стремление получить высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное правление». Если перефразировать В.Маяковского, я б в чиновники пошёл, пусть меня научат. Можно ли научить человека ответственности за себя, за другого, за всех, за историю? Думаю, нет. Это должно прийти в контактном поединке с самим собой, когда, решая ту или иную задачу, ты вынужден выбирать между собой и другим, между личным интересом и общественным, между сиюминутным и вечным.

Советская школа готовила человека к реальной взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений, к научной организации труда. Современная школа полностью посвящена натаскиванию к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, от результатов которой зависит «все на свете»: и ученик, и учитель, и директор школы, и даже рейтинг региона.

Школой в СССР занимались все, подготовка смены была задачей всех социальных институтов. Партия уделяла школе первостепенное значение. Октябрята, пионеры, комсомольцы, а не школьники наполняли общество. То есть учащийся априори должен был обладать устойчивой активной гражданской позицией, т. е. не быть идиотом в античном смысле этого слова. Другое дело, что идеология была одна на всех и не всех она устраивала. Профсоюзы усиленно занимались пионерскими лагерями, организацией детского отдыха, формированием коммуникативных навыков вне школьных стен. СМИ не оставляли, как бы мы сейчас сказали, целевые аудитории юных читателей без внимания. Было великое многообразие газет и журналов для детей и подростков на любой вкус («Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионерская правда», «Костер», «До 16 и старше», «Юность» и пр.). функционировал телеканал «Образование». Издательства тщательно редактировали учебники, пособия и книги для чтения, по которым можно было сверять свою грамотность. Все школы были подшефными: производственные предприятия ощутимо помогали образовательным учреждениям в решении финансово-хозяйственных и культурно-просветительских вопросов, школы отвечали крупномасштабной профориентационной деятельностью.

Школа была общим дело государства и общества. Никому не пришло бы в голову поручить какому-то управляющему совету или родительскому комитету самостоятельно управлять школой. Это означало бы пустить все на самотек.

Не было речи и об инклюзивном образовании. Те, кто остро нуждался в посторонней помощи, в особом внимании, учились в специализированных адаптированных под соответствующие нужны учебных заведениях. Одним из базовых принципов советской школы был принцип доступности и посильной трудности, что заставляло учащихся тянуться к самой высокой планке своих потенциальных достижений, а не сравнивать себя с теми своими одноклассниками, которые в силу объективных причин обладают ограниченными возможностями.

Сегодня очень остро стоит вопрос разработки новой модели отечественного образования, призванной обеспечить убедительные конкурентные преимущества российскому государству, образования, способного определить каждому гражданину РФ адекватное место в экономике страны, образования, учитывающего современные реалии, преобладающие тенденции развития мировой человеческой цивилизации и богатейшее культурно-историческое наследие великой державы.

Михаил Фридман, научный консультант Международного научно–образовательного центра имени А.А.Зиновьева МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат педагогических наук

 

Автор
научный консультант Международного научно–образовательного центра имени А.А.Зиновьева МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат педагогических наук

Михаил Фридман

Похожие статьи