Опыт советских «строек века» – для современной России

После четвертьвекового перерыва, когда в России не было построено ни одного (!) крупного предприятия или объекта, равного, например, советским КАМАЗу или Усть-Илимской ГЭС, у нас вновь заговорили о проектах федерального значения, способных дать экономике мощнейший импульс. И не только заговорили, а начали и успешно реализовали несколько крупных проектов, пусть не общероссийского масштаба, но весьма и весьма крупных. Например, космодром «Восточный», недалеко от города Циолковский в Амурской области, первый камень в строительство которого был заложен в августе 2010 года. А уже в апреле 2016 года с космодрома на орбиту были выведены 3 искусственных спутника Земли. Космодром «Восточный» предоставит стране независимый доступ в космос и, без сомнений, улучшит экономическую ситуацию в регионе. 

Или грандиозный «Русский мост». Который был сооружен всего за 4 года. Длина его пролета составляет 1104 метра, а высота пилонов 321 метр, благодаря чему крупные суда могут свободно проходить под мостом. Сооружение построено вантовым методом, что само по себе уникально среди мостов таких масштабов. Его строительство дало старт развитию острова Русский, который теперь соединен с материковой частью. 

Ну, и, наконец, мост через Керченский пролив. Это, пожалуй, самая нашумевшая стройка нашего времени соединила Крымский полуостров с остальной частью России. Стратегическую ценность моста сложно переоценить. Строительство шло в сжатые сроки и уже в 2018 году произошёл запуск автомобильной трассы, а в 2019 – планируется открытие железнодорожной магистрали. 

Россия отошла от спячки – это не может не радовать. Огорчает другое. Читаешь иных авторов – и диву даешься: эти «эксперты» пишут о наших нынешних и грядущих «стройках века» в таком ключе, словно мы свою историю начинаем с нуля, с белого листа. Они словно напрочь забыли об опыте «великих строек» СССР - освоение целины; формирование пояса академической науки; строительство БАМа, создание мощнейших нефтегазового и энергетического комплексов. 

А, между прочим, помнить об этих беспримерных делах просто необходимо, потому что из них можно извлечь очень поучительные уроки для нашего сегодня. 

Конечно, польза будет только в том случае, если описывать их по возможности объективно, откинув критиканский, а порой и просто очернительский подход ко всему советскому, который восторжествовал в у нас в перестроечное время. Чего только не понаписано о «великих стройках» – и сверхзатратные они были, и эффекта от них ноль, а то и прямые убытки стране. 

На долговременной и комплексной основе 

Спору нет, все масштабные проекты СССР требовали колоссальных финансовых и материальных затрат. Например, освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири обошлось стране в копеечку – на нужды геологоразведки, строительство нефтяных вышек, насосных станций и трубопроводов деньги выделялись в полном объеме (а то и с запасом) по первому требованию. Строили ударными темпами, вахтовым способом. 

И результаты не замедлили сказаться – в 1980 г. Западная Сибирь дала 10% мировой добычи нефти и газа. Расчет правительства на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру оправдался. В 70-е гг. на мировом рынке произошел восьмикратный скачек цен на нефть. Наша западносибирская нефть и газ с 1974 по 1984 гг. принесли стране даже по самым скромным подсчетам 176 млрд. инвалютных рублей. Целый эшелон и тележка золота! Сейчас можно сколько угодно говорить о том, что руководство страны не смогло тогда по-хозяйски распорядиться этим несметным богатством. Но вот вопрос – что бы мы делали сейчас без западносибирского нефтегазового комплекса, который по-прежнему исправно работает на нас и мировой рынок и зарабатывает нам денежки? 

Карта БАМа 

Или, например, БАМ. По некоторым расчетам, на его строительство в течение 10 лет (1974-1984 гг.) потратили порядка 10 млрд. рублей. Деньги – немалые. Но посмотрите, сколько удалось сделать за десять лет, когда сооружалась магистраль. Строители выполнили более 570 млн. кубометров земляных работ, перекинули через реки и водные преграды около 4200 мостов и трубопроводов, уложили 5 тыс. км путей, построили десятки железнодорожных станций, жилых домов общей площадью свыше 570 тыс. кв. м, плюс школы, больницы, детские сады, ясли и другие объекты соцбыткульта. 

До того момента, как в начале 90-х фактически прекратилось финансирование бамовского проекта, по магистрали перевезли порядка 280 млн. т. грузов разного назначения и миллионы пассажиров. 

Важнейшей отличительной чертой разработки и осуществления масштабных проектов в СССР было то, что они велись на долговременной и комплексной основе. Например, программа Урало-Кузнецкого комбината. Она возникла в конце 20-х гг. и была с самого начала задумана не только как конкретный проект решения проблемы металлургического производства и угледобычи, но и как масштабнейший план хозяйственного и социального переустройства целого сибирского региона. 

Как писал известный советский ученый-энергетик, на тот момент председатель Госплана СССР Г.М.Кржижановский: «Здесь на территории районов Урало-Кузнецкого комбината мы, пожалуй, впервые пробуем оружие нашего планового социалистического строительства в масштабе, соответствующем его мировому значению…» Конечно, чрезмерно пафосно, в терминологии тех лет, но, по сути, – верно. 

В Кузбассе была создана вторая после Донбасса угольно-металлургическая база страны с огромным индустриальным потенциалом. В годы Великой отечественной войны сюда эвакуировали многие предприятия из европейской части страны, и именно Кузбасс стал тем регионом, где креп и развивался военно-экономический потенциал страны, который во многом обеспечил победу. 

Уголь и металлургия Кузбасса стали импульсом развития химической и строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, становления науки, образования и соцсектора. 

Командно-административная система – хорошо или плохо? 

Сегодня всем очевидно, что командно-административная система, которая сложилась в СССР, не выдержала испытания временем и имела массу недостатков. Но все же следует признать, что для «великих строек» эта модель планирования, управления и распределения средств была весьма эффективна. Она позволяла концентрировать на нужных направлениях гигантские финансовые, материальные и людские ресурсы. 

В основу планирования великих советских проектов был положен программно-целевой подход, который подразумевал тщательную разработку целевых комплексных программ, как составной части народнохозяйственных планов. Например, программа освоения зоны БАМа состояла из пяти разделов. Скажем, собственно целевой раздел содержал характеристику базового уровня развития зоны и намечал цели и задачи программы, этапы и сроки ее выполнения. А вот организационный - описывал формы и методы управления, контроль за выполнением программы. Учитывались в ней также отраслевые, территориальные и социальные аспекты. 

Эта программа после подробного и конструктивного обсуждения была утверждена Госпланом СССР – главным планирующим органом страны тех лет. А часть ее вошла в пятилетний план экономического и социального развития страны. 

Функции координатора обычно возлагались на Совет министров. Представьте: в каждом крупном проекте типа освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири участвовала вся страна – 15 союзных республик, десятки отраслей и сотни, а то и тысячи предприятий. И всем этим «оркестром» нужно было виртуозно дирижировать. Иначе нефтегазовый трубопровод не протянулся бы через всю страну в западные страны, а просто-напросто утонул в западносибирских болотах. 

Свадьба на БАМе. Фото: https://www.colors.life 

Таким же всесоюзным был и БАМ. Там трудились работники более 60 отраслей народного хозяйства изо всех республик. Города Калинин, Иванов, Донецк поставляли на трассу экскаваторы. Из Челябинска шли бульдозеры, из Москвы и Минска – грузовики, а из Ленинграда – трактора «Кировец». Воронеж и Улан-Удэ посылали на БАМ конструкции для искусственных сооружений, а рельсы для магистрали присылал Кузнецкий металлургический комбинат. Республики СССР и города страны брали шефство над участками магистрали. Предполагалось даже, что поселки, станции и другие объекты на таких подшефных отрезках будут оформляться элементами национальной архитектуры тех мест, откуда приехали поселенцы. 

Кстати, опыт Совмина по координации и увязыванию стольких разномастных величин очень пригодился бы сегодня в Сибири, где во весь рост стоит задача налаживания и укрепления межотраслевых и межрегиональных связей. В Сибири, как известно, исторически сложилось отраслевое разделение, которое теперь во многом определяет ее экономику. Есть сельскохозяйственные регионы (Алтайский край, Омская, Новосибирская области). Есть регионы (Красноярский край, Кемеровская область), которые богаты природными ресурсами и обладают мощным промышленным потенциалом. 

А вот многоотраслевых комплексов в Сибири - раз, два и обчелся. Между тем, создавать их надо, поскольку они позволяют гармонично соединять преимущества каждого сибирского региона и, кроме того, тесно привязывают друг к другу субъекты внутри Сибирского федерального округа. 

Для текущего контроля за выполнением плановых заданий масштабных советских проектов нередко создавались специальные правительственные комиссии. Главную же контролирующую функцию традиционно выполнял основной руководящий орган страны – ЦК КПСС. 

Кстати, сама система планирования не была чем-то железобетонным, не поддающимся никаким изменениям и корректировкам. Так, например, в конце 70-х гг. наверху с подачи ряда специалистов была признана неправильной практика отраслевого принципа управления. Этот подход предполагал, что основной объем капиталовложений в бамовскую социалку осуществляли ведомства и министерства. А они, стремясь к экономии средств на содержание и восстановление рабочей силы, старались переложить побольше затрат на местные советы. Закономерно возникло предложение передать материальные средства для поддержания и развития социальной сферы в ведение советов. 

Наука – БАМу 

Все «великие стройки» СССР требовали мощного научного обоснования, включающего геологоразведку, разработку новых технологий, расчет экономических резонов и выгод и т.д. Поэтому от рождения идеи до ее воплощения в жизнь проходило порой немало времени. Например, Братская ГЭС. Мысль использовать гидроэнергетические ресурсы Ангары возникла в самом начале прошлого века. Идею стали систематически прорабатывать в Сибирском бюро Госплана СССР с 1925 г. Комплексными исследованиями проблемы занялись с 1930 г., когда было образовано Ангарское бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства – руководил в то время промышленными предприятиями союзного значения). А само строительство Братской ГЭС началось только в 1955 г. Первый ток станция дала через 5 лет. 

Новый город для строителей БАМа. Фото: https://ribalych.ru/ 

Еще больше времени от рождения идеи до начала реализации потребовалось для БАМа (с 1889 до 1974 г). Наверное, это самый большой срок «вызревания» общенациональной программы в нашей истории. И уж точно, Байкало-Амурская магистраль не имеет себе равных с точки зрения научного обоснования и масштабов научно-технической поддержки. К работе над бамовским проектом только в Сибирском отделении Академии наук СССР было подключено более 20 институтов. Помимо их разработками занимались Сибирское отделение Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), Академия медицинских наук, проектные институты отраслей, вузы и геологические управления. 

Для координации научных усилий в рамках проекта БАМа был образован Научный совет АН СССР, костяк которого составили сибирские и дальневосточные ученые. Чтобы острее чувствовать нужды «великой стройки» члены совета ввели в практику ежегодные выездные сессии и конференции прямо в районах строительства – Тынде, Нерюнгри, Северобайкальске. 

Главная задача, которую решали ученые, - разработать научные комплексные основы освоения как самой зоны трассы, так и прилегающих к ней районов. Задача – масштабнейшая. Поэтому и подход к ней был соответствующий. Достаточно сказать, что первый научный доклад совета академии представлял собой увесистый том объемом под тысячу страниц. 

Работали на перспективу. Например, ВАСХНИЛ вплотную занимался проблемой выращивания сельхозкультур в зоне трассы. Ученые разработали эффективную в сибирских условиях технологию овощеводства под пленкой. Результаты были весьма впечатляющими – урожаи помидоров и огурцов в теплицах в 5-8 раз превосходили те, которые давали растения в открытом грунте. 

«А я еду за туманом и за запахом тайги…» 

«Великие стройки» СССР требовали огромного количества рабочих рук – квалифицированных специалистов и представителей десятков, если не сотен профессий. Иногда можно слышать, что и БАМ, и нефтепроводы, и гидроэлектростанции, и десятки других объектов построены исключительно заключенными. Что ж, типичный «размышлизм» в духе нынешнего времени, когда, например, под пером некоторых ретивых переписывателей истории Великая Отечественная война, оказывается, была выиграна штрафными батальонами. Чем при таком раскладе занимались сухопутные войска, авиация и флот – известно только самим «историкам». 

Конечно, заключенные могли использоваться на строительных работах, но погоду они там явно не делали. Например, освоение целины потребовало переселения на восток страны массы рабочих и колхозников из других регионов страны, в первую очередь, из юго-западных и южных. В целинные регионы прибыли более 350 тысяч добровольцев. 

Укладка «Золотого звена» на станции Куанда 1 октября 1984 года. Фото: https://pastvu.com 

А вот, например, БАМу уже требовалось много больше людей – предполагалось, что их число в зоне трассы достигнет одного миллиона. Костяк должны были составить сами строители. Ну и, конечно, сотни тысяч приезжих из других регионов. Кстати, на одном из участков трассы было проведено социологическое исследование. Оказалось, что более половины его строителей молодые ребята до 29 лет, в большинстве своем горожане. Около 80% из них имели среднее образование, многие – специальное среднее и высшее. Не очень-то похож этот усредненный социологический портрет бамовца на типичного советского или российского заключенного. 

Как эти молодые ребята попадали на «великие стройки»? Частично по оргнабору, по комсомольским путевках, когда каждая республика, край, область и город посылали туда своих представителей. Немало поработали на этих стройках студенческие отряды, которые формировались по заявкам тех или иных министерств. Для привлечения и последующего закрепления квалифицированных кадров была разработана система материальных стимулов – повышенная заработная плата, льготы, надбавки к зарплате, премии и т.п. Осуществлялось масштабное строительство современного жилья и объектов соцбыткульта для бамовцев. 

И эти меры оказались очень действенными. Немало людей приезжало на БАМ за «длинным рублем», чтобы заработать и вернуться домой к семье с хорошими деньгами. Кстати, сегодня вся Россия превратилась в своеобразный БАМ для сотен тысяч, а может уже миллионов мигрантов из нашего ближнего зарубежья, которые правдами и неправдами стремятся попасть к нам на заработки. 

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Фото: http://www.aucland.ru 

Был в те времена и еще один сильнейший стимул, который заставлял миллионы добровольцев покидать уютные, обжитые города и поселки и ехать в Сибирь, на Дальний Восток. Энтузиазмом была в хорошем смысле слова заражена практически вся советская молодежь, мечтавшая об испытаниях и трудностях, которых в избытке хватало на сибирской земле. 

Уроки «великих строек» 

Со времени «великих строек» СССР прошло немало лет. Многое изменилось, многое пришло на смену. Даст Бог, мы станем свидетелями «великих строек» России. И вот тогда нам очень может пригодиться предшествующий опыт. Хотя бы для того, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли. А в идеале взять на вооружение все самое лучшее и эффективное, что страна наработала при освоении целины, на строительстве БАМа, прокладке трубопроводов и на других стройплощадках великой страны. 

Думается, будет нелишним усвоить несколько уроков из нашего недавнего прошлого. 

При осуществлении любой конкретной программы нельзя упускать из виду ее стратегический аспект. Скажем, прокладка нефтепровода нужна не только для того, чтобы увеличить поставки этого сырья, но, в первую очередь, для полноценного хозяйственного освоения регионов ее пролегания, решения демографических, экологических и т.д. проблем. 

Тепловоз 3ТЭ25К2М с грузовым поездом на БАМе. Фото: https://ru.wikipedia.org 

Разработка и осуществление масштабных проектов должно проходить только на долговременной и комплексной основе. Задачи чисто экономические не должны превалировать над социальными. Принцип «Вот достроим, тогда и заживем» - совершенно непригоден сегодня. 

Времена «комсомольцев-добровольцев» канули в Лету. Чтобы привлечь рабочие кадры, надо материально заинтересовать их. Например, ордер на благоустроенную квартиру в европейской части России после подписания пятилетнего контракта; зарплата, в разы превосходящую среднероссийскую, премии, надбавки, льготы и т.д. 

Любой проект требует детального научного обоснования и мощной научно-технической поддержки. Наука, как теоретическая, так и прикладная, работает на проект, а тот в свою очередь дает импульсы развитию научных исследований и совершенствованию технологий. 

Необходима жесткая и централизованная модель планирования, управления и распределения средств, которая позволяла бы концентрировать на выбранных направлениях финансовые, материальные и людские ресурсы. 

И, наконец, нужны структуры, укомплектованные квалифицированными специалистами, за каждой из которых четко закреплена одна конкретная функция (планирование, управление, контроль), как это было в случае с Госпланом или Совмином СССР. 

Вадим Лапунов, Агентство СЗК

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи