От политики к обществу

Правозащитная художественная литература - это продолжение идеологического диктата над творчеством. Писателю должно быть интересно все, и писать по собственной воле он может о чем угодно. Но штамповать книжки о проблемах людей с нетрадиционной ориентацией, мигрантах, заключенных, диссидентах и прочей ходовой коммерческой шелухе, в рамках обязательного канона - это столь же далеко от искусства, как и обязательные оды заводам и колхозам, как современное требование подымать дух народа (как будто он читает!). Автор может, а иногда и должен быть идеологом, он имеет право вести за собой, но он не должен быть подпевалой в большом идеологическом хоре и быть актуальным с точки зрения требований определенной узкой группы.

Разговоры о правозащитности - это сужение и подмена большой темы, которой всю жизнь занималась литература, а русская литература в особенности, темы маленького человека, человека попадающего не под политический каток, а под пресс античеловеческого, антигуманного общества. Окружающее нас общество бесчеловечно. И кто об этом пишет? У кого можно найти неприятие сложившегося социального порядка в современной отечественной литературе? Кто копнул глубоко, кому небезразлична жизнь пропадающего человека, к тому же еще и не сознающего что он пропадает?

Этого нет ни в одном из политических литературных лагерей. Все привыкли и все считают существующее положение дел нормой. Но это и означает конец литературы. Все вцепились в политику, и всем наплевать на человека и общество. Именно так, в жесткой неразрывной связке.

Современная литература должна быть остросоциальной и одновременно чуждаться неприкрытой публицистики, прямой идеологической проповеди. Она должна вернуться к моральной позиции, но не абстрактной, а оперирующей нравственными понятиями в рамках анализа конкретных социальных обстоятельств. Только в таком виде она не теряя злободневности и современности и своевременности, сохраняет себя как нечто самостоятельное, как искусство, а не художественное приложение к брошюрке с политической программой.

Сергей Морозов

Автор
Сергей Морозов
литературный критик

Сергей Морозов

Похожие статьи