Смартфонозависимость – еще один бич 21-го века
- Опубликовано 23 апреля 2024
- Общество
- Автор: Агентство СЗК
Две трети российских пользователей смартфонов скорее не готовы отказаться от «умного помощника», заменив его обычным кнопочным телефоном (66%). Чаще это касается тех, кто использует смартфон для работы, учебы (76%), онлайн-шопинга (74%) и просмотра социальных сетей (73%). Готовы на такой отчаянный для цифровой эпохи шаг 34% пользователей, в том числе 13% заявили об этом с полной уверенностью.
Чем больше удаленность от мегаполисов, тем слабее убежденность в незаменимости смартфонов. В Москве и Санкт-Петербурге готовность перейти на кнопочный телефон декларируют 21% пользователей, в городах-миллионниках — 27%, тогда как в селах показатель достигает 40%.
Однако более половины россиян утверждают, что легко могут проводить время без смартфона и не думать о пропущенных уведомлениях (58%). Четверть опрошенных, напротив, испытывают дискомфорт, находясь без гаджета продолжительное время (26%). Не задумываются о проблемах такого рода еще 14% россиян — такова доля «непользователей» смартфонов в нашей стране.
Возможность поддерживать связь с родными и близкими — главная функция смартфона в представлении российских пользователей (доля группы — 86%): больше всего времени, по собственным оценкам, они тратят именно на общение (62%). У четверых из десяти время в смартфоне уходит на решение учебных/рабочих задач и чтение новостей (41% и 39% соответственно). Далее следует просмотр социальных сетей, чтение ленты (32%), онлайн-покупки (31%) и просмотр видео, фильмов, сериалов (30%). Чтение книг и игры в смартфоне пользуются меньшей популярностью (16% и 12% соответственно).
Топ-3 ситуаций использования смартфона — перерыв на работе/учебе, отдых и перед сном (51%, 49% и 46% соответственно от числа пользователей). Еще 23% опрошенных не расстаются с гаджетом во время приема пищи, 16% — во время встреч с друзьями, родными.
Поколения по-разному используют смартфон. Молодежь — зумеры (родились в 2001 г. и позднее) и младшие миллениалы (1992—2000 гг.) чаще тратят время на просмотр соцсетей (53% и 41% соответственно) и развлекательного контента — видео, фильмов и сериалов (45% и 43% соответственно), тогда как чтение новостей их привлекает меньше других (24% и 31% vs. 36-44% в предыдущих поколениях). Так как зумеры и младшие миллениалы еще учатся и активно строят карьеру, более половины из них уделяют время решению рабочих и учебных задач в смартфоне (по 55%), и то же касается старших миллениалов (1982—1991 гг.) (52%). Последние также чаще других являются любителями онлайн-шопинга (41%). При этом возможность общения скорее служит связующим звеном между поколениями — эту функцию смартфона с одинаковой частотой отмечают и зумеры (68%), и младшие миллениалы (67%), и представители поколения застоя (68%).
Одно из проявлений номофобии — дискомфорт без постоянного доступа к гаджету — чаще характерно для младших миллениалов (1992—2000 гг.) — 40%, тогда как советские поколения его испытывают лишь в 13-17% случаев.
Вопреки ожиданиям, готовность перейти на обычный кнопочный телефон реже всего декларируют не зумеры (27%), взросление которых пришлось на цифровую эпоху, а младшие миллениалы (17%). Это только подтверждает, что им некомфортно долгое время находиться «вне зоны доступа».