Социализация знаний – одно из главных достижений большевиков в становлении СССР

Когда в октябре 1917 года большевики пришли к власти, то как партия, в своей деятельности опирающаяся на положения «Манифеста коммунистической партии», свои задачи они видели в становлении государства нового типа. Согласно манифесту, «…первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

<…> Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

<…>На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 4. — М.: Политиздат, 1955, с. 446–447).

В экономике ассоциацией принято называть добровольное объединение предприятий для достижения общей хозяйственной, научной или какой-либо другой цели. Основной задачей ассоциации является координация работ по оптимизации привлеченных сил и средств. В отличие от общины или корпорации человек, будучи включенным в различные ассоциации, может сохранять контроль над своими действиями в каждой из них, а значит — в меру своей ответственности — влиять на деятельность конкретной ассоциации. Поскольку ассоциативный способ связи добровольный, индивиду, чтобы осуществлять свое волеизъявление, необходим достаточно высокий уровень понимания целей и способов функционирования тех ассоциаций, к которым он стремится присоединиться, и нести ответственность за результаты ее деятельности. А это значит, что с марксистской точки зрения, не всякое сообщество людей образует ассоциацию. Более того, ассоциации как государственные структуры сами по себе не образуются. Они возникают в результате целенаправленных действий. А это значит, что сознательное и ответственное поведение образующих то или иное сообщество индивидов — основное условие построения государств коммунистического типа.

Совсем не случайно, что на следующий день после взятия Зимнего дворца и ареста временного правительства Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры. В октябре 1921 года, выступая на II Всероссийском съезде политпросветов с докладом «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» Владимир Ленин оценивает задачу ликвидации безграмотности как важнейшую:

«…недостаточно безграмотность ликвидировать, но нужно еще строить советское хозяйство, а при этом на одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры. Надо, чтобы человек на деле пользовался уменьем читать и писать <…>.

Надо добиться, чтобы уменье читать и писать вело к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства.

Советские законы очень хороши, потому что предоставляют всем возможность бороться с бюрократизмом и волокитой, возможность, которую ни в одном капиталистическом государстве не предоставляют рабочему и крестьянину. А что — пользуются этой возможностью? Почти никто! И не только крестьянин, громадный процент коммунистов не умеет пользоваться советскими законами по борьбе с волокитой, бюрократизмом или с таким истинно русским явлением, как взяточничество. Что мешает борьбе с этим явлением? Наши законы? Наша пропаганда? Напротив! Законов написано сколько угодно! Почему же нет успеха в этой борьбе? Потому, что нельзя ее сделать одной пропагандой, а можно завершить, только если сама народная масса помогает» (Ленин В.И. ПСС в 55-ти томах. Изд. 5-е. — Т. 44, с. 170–171).

Ликбез на заводе «Красный богатырь». 1932 г

В отличие от задачи просвещения, то есть простого приобщения людей к установленным стандартам знания (чем, собственно, и занимается пропаганда), коммунисты в лице Владимира Ленина, считали более важной задачу развивать уменье использовать полученные знания для улучшения собственной жизни и жизни своей страны. Иными словами, знания должны быть социализированы, должны с необходимостью вовлекать людей в ответственное отношение к собственной деятельности как части общего дела.

В первые годы существования советской власти для этого было сделано немало: в июне 1918 г. СНК принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике», 16 октября того же года утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в соответствии с которым создавалась единая, обязательная для детей 8–17 лет, трудовая 9-летняя школа с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке. Для развития преподавания на родных языках в 1920–1930 годах были разработаны алфавиты и создана письменность для десятков народов и народностей страны (башкиры, буряты, киргизы, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.). Арабская письменность народов Средней Азии и Кавказа была переведена сначала на латинскую, а затем на русскую графическую основу (азербайджанцы, казахи, таджики, туркмены, узбеки и др.). Включение всех народов в управленческую деятельность государства — было одной из основных задач построения в СССР общества коммунистического типа.

Почетный знак Лауреата Ленинской премии

Продолжавшаяся с 1917 по 1922 год гражданская война не позволяла партии большевиков в полной мере реализовывать поставленные цели, но в марте 1921 года на X съезде ВКП(б) политика военного коммунизма была заменена на НЭП. За последующие до начала Великой отечественной войны 19 относительно мирных лет молодая республика Советов успела невероятно много. Еще в декабре 1919 г. Советом народных комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно переписи 1897 г. из 126 миллионов опрошенных мужчин и женщин старше 9 лет грамотой владели только 21,1%, согласно же переписи 1939 г. грамотность среди населения в возрасте от 16 до 50 лет составили почти 90%. Иными словами грамотность населения за 29 лет возросла более чем в 4 раза.

Но задача социализации знания не была бы решена, если бы в мероприятиях по доступности знаний всем слоям населения не учитывался еще один аспект — повышение социальной статусности людей, показавших успехи в освоении и применении полученных знаний в деле, которым они занимаются. 23 июня 1925 г. по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК были учреждены премии имени В.И. Ленина. С 1926 по 1935 годы премии присуждались за научные труды «в целях поощрения научной деятельности в направлении, наиболее близком идеям В.И. Ленина, а именно в направлении тесной связи науки и жизни». В 1924–1931 гг. в СССР постепенно сформировалась целая сеть обществ поощрения изобретательской деятельности — от высших (всесоюзных и республиканских) до местных изобретательских органов при производственных и транспортных предприятиях. В январе 1932 г. был проведен учредительный съезд Всесоюзного общества изобретателей, объединившего около 300 тысяч человек. Начавшееся в 1935 г. «стахановское движение» расширило возможности технического творчества новаторов.

Объявленная в мае 1929 г. индустриализация СССР предполагала помимо наращивания промышленного потенциала страны коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию. За годы индустриализации объем производства в тяжелой промышленности вырос в 4 раза, что не только обеспечило стране экономическую независимость, но и значимо усилило ее обороноспособность. Обращаю внимание и на один, с моей точки зрения, важный факт: индустриализация главным образом проводилась на Урале, в Поволжье, Сибири и Средней Азии. А это значит, что в этих районах процесс социализация знания был наиболее интенсивным. И именно сюда в июне–сентябре 1941 года была успешно осуществлена эвакуация 1360 стратегически важных предприятий.

За годы индустриализации объем производства в тяжелой промышленности в СССР вырос в 4 раза, что не только обеспечило стране экономическую независимость, но и усилило ее обороноспособность

Но победа СССР над Германией времен Третьего рейха была не только военной. Она подтвердила, что ориентация населения на понимание значимости и важности своей деятельности в контексте задач, стоящих и перед страной и перед миром в целом, делает и людей и государства более жизнеспособными. Несмотря на кризисы, и даже вопреки им, такие страны не только сохраняются, но и продолжают двигаться вперед, то есть сохраняют свою цивилизационную значимость. И вот что по этому поводу писал в 1844 г. Карл Маркс в своей работе «К критике гегелевской философии права»:

«Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (в переводе с латинского — доказательство применительно к данному лицу — А.Ф.), a доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е, т. 1. — М.: Политиздат, 1957, с 422).

В заключение отметим еще одну важную мысль Карла Маркса, высказанную им в письме от 29 ноября 1886 г. к переехавшему в США немецкому социал-демократу Адольфу Зорге:

«Немцы так и не сумели сделать из своей теории рычаг, который привел бы в движение американские массы. Они в большинстве случаев сами не понимают этой теории и рассматривают ее доктринерски и догматически, как нечто такое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни. Для них это догма, а не руководство к действию. К тому же они из принципа не изучают английский» язык» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2, т. 36. — М.: Политиздат, 1964, с 488).

Думается, поиски выхода из кризиса, в который погружен современный мир, — это, прежде всего, интеллектуальная работа в контексте социализации знаний, а не догматические и схоластические измышления в надежде унизить или запугать противника.

Анастасия Федина, ученица А.А.Зиновьева, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Автор
член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Анастасия Федина

Похожие статьи