Современная статистика не может вместить Христа - Сколько на самом деле православных в России?
- Опубликовано 02 мая 2024
- Общество
- Автор: Подготовил материал: Михаил Куцин (подкарпатский русин)
Современный «экспертный» феномен на радио, ТV и в Ютубе я бы сравнил с эффектом Даннинга Крюгера – а именно, метакогнитивное искажение, возникающее у гражданина, имеющего низкий уровень компетенций в анализе любого вопроса. Парадокс в том, что человек начинает верить в то, что говорит и подаёт себя профессионалом этого вопроса, но, при всём при этом он делает ошибочные выводы и не осознаёт своих ошибок ввиду отсутствия понимания, знаний и навыков. В итоге, такой человек приходит к ошибочному определению пределов своих компетенций и завышенной оценке своих способностей.
- Сколько православных в России по статистике?
По оценкам ряда рейтинговых агентств России на начало 2024 г. доля россиян, считающих себя православными составляет: от 57%. Для сравнения в 2000 г. доля верующих христиан, считающих себя православными составляла порядка 50%. Примечательно, что в период 1914-1915 гг. в Царской России доля верующих христиан Русской православной Церкви составляла около – 54%. Итак, мы видим из статистических данных, что в до революционный период, что в тяжёлый период становления РПЦ в 2000-ых годах и в 2024 году примерно одинаковый стабильный процент православных христиан более 50% проживающих на территории России. Забегая немного вперёд я бы рекомендовал к любого рода прогнозам и аналитике в области вероисповедания относиться с осторожностью.
- Давайте всё-таки попробуем разобраться, сколько на самом деле православных христиан.
Рассмотрим несколько показателей таких как Пасха и Рождество Христово - это два из числа самых почитаемых Двунадесятых праздников среди православных верующих. В 2024 году в Рождественских торжествах в Российской Федерации приняли участие более 1,4 млн человек. Примечательно, что в 2023 году на Рождественском богослужении число верующих составило - 1,3 млн. человек данный показатель стал одним из самых низких за 12 лет. Кстати, после COVID-19 в 2021 и 2022 году подсчёт верующих не вёлся, мы укажем приблизительное количество верующих. В 2020 году на Рождество в храмы пришло порядка 2,3 млн. человек, а в 2019 году это число составляло около 2,6 млн., что стало максимальным количеством за 12 лет.
Рождественские торжества в Российской Федерации
(Данные предоставлены МВД и Росгвардией Российской Федерации)
п/н Год млн. чел.
1. 2024 1,4
2. 2023 1,3
3. 2022-2021 -
4. 2020 2,3
5. 2019 2,6
Итак, по данным МВД и Росгвардии на Рождественские торжества в 2024 году пришло 1,4 млн. человек, это почти 1% от проживающих в стране граждан, а на главный христианский праздник Пасхи в 2023 году в храмы пришло 2,8 млн. человек, порядка 2% жителей России.
Пасхальные мероприятия в Российской Федерации
(Данные предоставлены МВД и Росгвардией Российской Федерации)
п/н Год млн. чел. 1. 2024
2. 2023 2,8
3. 2022 1,5
4. 2021 1,6
5. 2020 2,3
6. 2019 4,3
- Всех ли верующих христиан посчитали, кто не смог прийти ночью?
Например, многодетные семьи приходят с маленькими детьми на богослужение утром поскольку, с детьми трудно пребывать на молитве ночью. Также, отсутствуют на ночном богослужении большинство людей преклонного возраста или по причине болезни и те, кто желает посмотреть в интернете Патриаршую службу.
- Судя по статистике МВД и Росгвардии, получается интересная картина маслом.
При действующих в нашей стране на 2024 год - 41 151 тыс. храмов, в которых хоть раз в неделю служат Литургию, на Пасхальное богослужение в 2023 году пришло 2,8 млн. человек. Получается в среднем - каждый из действующих храмов России посетило 68 человек. «Хорошая» статистика для противников Церкви.
Интересно, что МВД и Росгвардия приводит статистику только с организации обеспечения безопасности своими сотрудниками Пасхальных богослужений на 13 тысячах торжественных богослужений и крестных ходах, которые состоялись в 7,8 тыс. населённых пунктах Российской Федерации (общее количество населённых пунктов составляет: 153 тыс.). Имеющиеся статистические данные от МВД и Росгвардии: 2,8 млн. чел. разделим на 13 тыс. мероприятий = 215 чел. на каждый храм.
Теперь, имеющиеся у нас 215 человек умножаем на 41 151 тыс. действующих храмов = 8 847 465 млн. чел., что составляет более 6% граждан от общего числа населения России (146 млн. чел).
- Вошли в статистику силовиков неверующие или - нет?
Действительно, приходится наблюдать во время Пасхального и Рождественского богослужений, как люди приходят, просто поставить свечи, а некоторые приходят вообще в нетрезвом состоянии, чтобы пройтись крестным ходом. Большинство граждан воспринимают Величайшие для верующих христиан праздники, как внешнее действие светского торжества, некоторые даже поют песни у храмов. Конечно, на это всё смотреть тяжело. Но, мы помним пронизывающие душу слова св. Иоанна Златоуста: Итак, - войдите все в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Поэтому, православные с братской любовью относятся к таким людям.
В таком случаи, от нашего показателя в 6% оставим - 3% консервативных верующих христиан, которые в основном составляют костяк всех приходов и причащаются хотя-бы раз в месяц, это порядка 4 млн. чел. Примечательно, что во все времена на протяжении тысячелетней истории Руси мы можем наблюдать похожие цифры в 3% консервативных верующих. Приведу более ранний пример. По данным ряда мировых университетов в Иерусалиме проживало порядка 100 тыс. человек. Исходя из этого находим в книге «Деяниях св. апостолов», сколько человек вступило в христианскую общину к св. апостолам сразу же по Воскресении Христа - это 3 тыс. человек, порядка - 3% от всего населения города Иерусалима. И тут те же 3%.
Выводы.
Статистику необходимо вести - это факт. Она способствует выявлению целого ряда проблем и тенденций в области нравственного состояния общества, а также его вероисповедания. Нет критериев, по которым статистика смогла бы определить направлено или нет, человеческое сердце ко Христу. В большинстве случаев человек входит в храм неверующим, а выходит из него совсем другим - во Христе. На данный момент нет таких приборов, которые бы позволили провести замер между верующими и неверующими. Один Господь знает, когда одно переходит в другое.
За всю историю России в трудные времена Церковь объединяла вокруг себя русское общество против внешнего врага, который осмеливался нападать на нашу Родину, независимо от процента верующих христиан – объединялись все. Много раз приходилось русскому народу принимать на себя такие удары и проходить тяжёлые испытания. Сегодня русские воины также с Божьей помощью на Украине развеют в прах укро-англосаксонскую вражескую силу. Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она несла все тяготы и утешалась успехами воинов на поле брани. Церковь консолидировала вокруг себя миллионы граждан России, которые, не являясь верующими помогают всячески фронту, не жалея сил отдают себя на нашу общую Победу. Выдержка из послания митрополита Сергия 22 июня 1941 года «Положим же души своя вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу». Так что прогнозы могут быть разными, а православное общество видно в трудное время для страны, и оно в такие времена может составлять до 80% граждан России. О качестве православных христиан и о служении духовенства, мы попытаемся разобраться в следующем материале. Продолжение следует…
Использованные материалы:
Сайт Учебного Комитета при Священном Синоде: http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=sec...=55
Сайт Русской Православной Церкви: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30912/
Сайт: Архиерей.рф Сайт: Православие ру Русская народная линия Сайт: Правмир
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКАЯ (ГОРОДСКАЯ) ЕПАРХИЯ
Открытая православная энциклопедия ДРЕВО сайт: ДАР СЛОВА
Религия в России Коммерсантъ русский толстый журнал как эстетический феномен
Синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации