Странное кино России
- Опубликовано 05 апреля 2023
- Общество
- Автор: Ирина Павлова
Я часто думаю о том, почему у нас такое странное кино...
Вот, смотрите: американцы. допустим, или латиноамериканцы снимают кино, которое нравится американцам или латиноамериканцам.
Индийцы и китайцы снимают кино, которое нравится индийцам и китайцам.
Самым обычным, тем, какие есть.
Ну да, есть и особый сегмент: везде снимают какое-то количество картин, нравящихся интеллектуалам. Не в смысле - особо умным, а в смысле - образованным, начитанным и насмотренным, эстетически оснащенным.
Но это - отдельная и совсем небольшая часть общего кинематографа.
У них и фильмы, снятые за гроши и на коленке, бывает, взрывают кассу, потому что сделаны людьми, понимающими, что может понравиться своим.
А фильмы, снятые за громадные деньги, так и непременно должны нравиться сперва своим, а потом уже всем остальным.
У нас - громадная страна и всё еще большой и ёмкий рынок.
Казалось бы: снимайте кино, какое снимали Меньшов, Гайдай или Рязанов - и будет вам счастье. И народ вам денежку в кассу-то потащит, не будете успевать отбиваться от их денег.
Так нет же.
Я вообще никого не вижу в современном российском кино, кто умел бы нравиться массовому зрителю.
Да, честно говоря, никого не вижу, кто хотел бы.
Кажется, для этого всего-то и нужно - хоть что-то понимать про свою страну и свой народ.
Ну, как-то же ведь умели прежде снимать кино, которое нравится и профессору, и эстету, и "тёте Мане".
Умел Панфилов, умела Лиознова, умел Ростоцкий...
Да, не были чемпионами кассы Тарковский, скажем, или Авербах. У них всё же, слишком напряжённая внутренняя жизнь была в фильмах, требовала слишком больших эмоциональных и интеллектуальных затрат при смотрении этих фильмов.
Но покажите мне сегодня такого интеллектуала-режиссера?
Да ёлки, этой режиссерской породы уже и в природе-то не существует.
Но ведь про губенковских "Подранков" или про "И жизнь, и слёзы, и любовь" не скажешь, что это шибко интеллектуальный кинематограф. Но, тем не менее, над ними и продавщицы рыдали, и интеллектуалу было в них над чем поразмыслить.
Почему-то Данелия мог и "Осенний марафон" снимать, и "Я шагаю по Москве", и "Мимино" с "Афоней" - когда первый нравился интеллигенции, а вторые - обожали все страной.
Если о современных режиссерах говорить, то я, пожалуй, кроме Урсуляка никого и назвать не могу, кто совершенно спокойно может и "кассу подломить" - когда его "Ликвидация" становится абсолютным хитом, и серьезное глубокое кино снять - и тогда у него получаются "Летние люди" или "Праведник".
Я сейчас говорю даже не о таланте, а о владении профессией, когда режиссер точно понимает: вот тут у меня в зале должны заплакать, а тут - засмеяться, а тут вот могут заскучать, но я им не дам.
И в самом деле - заплачут, засмеются, а когда начнут скучать, он их найдет чем взбодрить.
А так-то снимают либо пиф-паф, и вся армия 1941-го у них в кудрях и в маникюре, в свеженьких ватниках и новеньких гимнастерках. А им - хоп што, как будто так и надо.
Либо - для интеллектуалов - чтобы мат-перемат, и всё в говне, а что не в говне - то в штанах с лампасами.
А чтобы насмешить публику - им непременно надо с героя штаны снять: то-то смеху будет. И по-другому смешить не умеют.
Ну, допустим, этому сегодня не учат: некому.
Но свои-то мозги где?
А нигде.
"Народом" они считают своих одноклассников или однокурсников, им и хотят нравиться. Ну, или прессе. Да и этим нравиться тоже не очень умеют, не говоря уже об остальных.
Но, зато, очень нравятся самим себе - постоянно, 24 часа в сутки.
И вот как вообще может существовать кинематограф, у которого сегодня суперхит- это "Чебурашка", не к ночи будь помянут?