Валгалла vs Лукоморье – новый российский военный блокбастер
- Опубликовано 17 января 2019
- Общество
- Автор: Владимир Капитонов
Российские режиссёры не забывают тему Великой Отечественной войны. Более того, любят её. Ну, во-первых, она даёт возможность показать динамичные яркие батальные сцены. С помощью современной технологии можно «сваять» настоящее широкое полотно (кинополотно, в смысле) – летящие снаряды в рапиде, сталкивающиеся в воздухе, отскакивающие от танковой брони или прошивающие её, как шило бумагу и т.п. (Похоже, голливудский блокбастер «Спасти рядового Райана» на многие годы вперед определил тенденции в отечественной режиссуре). Тут вообще много чего можно накрутить – был бы бюджет.
Во-вторых, такие фильмы по-прежнему любимы аудиторией. Великая Отечественная война, несмотря на смену поколений, до сих пор священна в сознании людей (отдельных моральных уродов не беру в расчёт) и поныне является «скрепой» общества (хорошее и точное слово нашёл Президент Путин).
Вот только беда – господа режиссёры почему-то плохо дружат с историей, с её достоверными фактами, а всё больше норовят дать «экшена» (прямо по голливудским лекалам) и ещё раз «экшена». В результате получается то, что получается. О фильме, например, «Танки» и говорить не хочется. Там достоверность получилась на уровне подводной лодки в степях Украины.
Вот пример посвежее по времени выхода – «Т-34». Посмотрев этот кинолубок, я задумался, а почему это мы так долго, аж до 1945 года, валандались с идиотами немцами, если у нас были такие герои, как командир танка Ивушкин и мехвод Степан? Ах, да, конечно, потому что оба в 1941 году попали в плен в подмосковной деревне и в 1944 году встретились в одном концлагере уже в Германии (чего на войне только ни бывает). И тут уже против такого союза немцам было просто не устоять. Нашлись шесть снарядов (немцы их тупо не вычислили), потом заправка танка соляркой на обычной бензоколонке, затем откуда-то взявшаяся сугубо русская лимонка (до этого момента она нигде не фигурировала), потом осколочный снаряд, рикошетом от брусчатки поражающий в днище "Пантеру". И как апофеоз, пеший проход из центра Германии, из сердцевины Третьего Рейха в 1944 году, да ещё с раненым бойцом на носилках, и счастливое возвращение домой всех героев. Одного - в сибирский лес, другого - в монастырь дальше писать иконы и фрески, третьего - за штурвал или рычаги мирного трактора, а главного героя с молодой невестой – в дом, к маме.
Я думаю, что детское какое-то желание режиссёра сделать счастливым конец понравившегося ему в отрочестве советского фильма «Жаворонок» и сыграла с «Т-34» злую шутку. Желание было, бюджет был, полёт фантазии был – а получился, мягко скажем, не шедевр.
Наверное, надо искать что-то принципиально новое – а то дело непростое. Пробовали ведь и не раз. Вводили в фильмы про Великую Отечественную каратистов, которые с криками «Кия-я-я» рубили фрицев как капусту, забрасывали «попаданцев» из нашего времени с их послезнанием истории в окопы, - а всё равно что-то не то. «Экшену» много, а достоверности – нуль. Потому что, не каратисты и «попаданцы» выиграли ту войну, а простые советские солдаты-мужики, которые своим каждодневным ратным трудом (как на пашне, как за станком, как у мартена) приближали День Победы и победили. Но ЭТО умели снимать, да так, что и по сей день смотрится, только в СССР. Нынешним мастерам 3Д-режиссуры такого не потянуть.
А как сделать, чтобы и про войну, и чтобы не заморачиваться с достоверностью, и чтобы интересно было? Надо найти оригинальный поворот темы, очень оригинальный. Например, переключиться полностью на фэнтази. Оригинально – да, интересно – да, современно – да!
Как это может выглядеть? Ну, примерно, так. Где-то там, за кадром идёт война с её кровавыми буднями и нечеловеческим напряжением сил советских людей. Идёт и идёт себе. Зрителю же предлагается история великой ментальной битвы злого фашистского колдуна из «Аненербе» (а попутно ещё и члена общества «Туле») Вольфганга фон Сауронберга и русского волхва Ивана Берёзушкина, наследника Великой Северной Традиции. Сначала побеждает Сауронберг – ментальная атака, и фашисты бомбят наши «мирно спящие аэродромы» и города, берут Киев, Одессу, Севастополь, замыкают кольцо блокады вокруг Ленинграда. В общем, Берёзушкин проворонил магический удар, лежал себе на печи да подрёмывал. А когда проснулся, без раздумий принял вызов злого колдуна. И тут уже наша ментальная сила стала ломить вражескую. И понеслось – конец блицкрига, Сталинград, Курская дуга, операция «Багратион»…
В последней битве магов они встретились лично, стоя друг против друга на Калиновом мосту. Сауронберг призвал на помощь силы Валгаллы, и бросились на волхва валькирии с нибелунгами. В ответ Берёзушкин открыл пространственно-временной проход в Лукоморье, и оттуда ринулись в бой тридцать три богатыря и три былинных витязя, а также Кощей бессмертный с Бабой-ягой. Да и отечественные кикиморы, водяные вместе с домовыми тоже не стояли в стороне. Одолели наши вражью силу. Посрамлённый Сауронберг был низринут в реку Смородину, а в реале пал Берлин, и мы победили.
Вот как снимать надо.
Владимир Капитонов, Агентство СЗК