Павел Святенков: Большинство мигрантов едет в Европу не работать, а сесть на пособие
- Опубликовано 05 апреля 2016
- Интервью
- Автор: Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Проблема миграции сегодня – одна из тех, которые принято называть вызовом. То есть, без преувеличения, она проверяет на прочность все здание современной европейской цивилизации.
Эта проблема затрагивает не только ЕС. Свой набор негативных моментов, связанных с миграцией, есть и у России. Президент Российской Федерации, недавно выступая на ежегодном расширенном заседании коллегии МВД России, призвал серьезно отнестись к проблеме незаконной миграции и не допускать повторения ситуации в Евросоюзе.
Корреспондент агентства ФинЭк попросил известного российского политолога Павла Святенкова ответить на некоторые вопросы.
- В Европе одним из главных тезисов в защиту массовой миграции выдвигается такое утверждение. В европейских странах в силу демографических проблем в скором времени будет просто некому работать. И в этой ситуации ее может, мол, спасти труд мигрантов. Насколько, с Вашей точки зрения, оправдан такой тезис?
- Я думаю, что этот тезис с формальной точки зрения справедлив, но только с формальной. Ведь это большой вопрос: будут ли работать все эти мигранты, которые приехали в Европу? На самом-то деле, подавляющее большинство из них едет не для того, чтобы трудиться за гроши, а чтобы воспользоваться благами европейского социального государства. То есть, всеми теми правами, льготами, пособиями и так далее, которыми пользуются коренные жители или которые по идее должны им предоставляться. Так что тезис о мигрантах-работниках – весьма спорный.
Плюс к этому, при попытках использовать мигрантов как полурабов или метеков, как в Древней Греции называли неполноправных граждан, неизбежно возникнут социальные и политические проблемы, которые осложнят и без того непростую ситуацию в ЕС.
- Какие рабочие места в каких отраслях, с Вашей точки зрения, могут занимать нынешние мигранты из Африки и с Ближнего Востока?
- Понятно, что преимущественно выходцы из этих регионов занимаются неквалифицированным трудом, и это в целом осложняет ситуацию в европейской экономике. Во-первых, это своего рода демпинг, который вынуждает работающих европейцев соглашаться на более низкие зарплаты. Во-вторых, конкуренция между мигрантами и коренным населением провоцирует рост социальной напряженности – многие люди становятся жертвами всякого рода радикальных идеологий.
- Нынешняя волна миграции в Европу – не первая. Помнится, в 60-е – 70-е годы прошлого века Германия весьма активно привлекала трудовых мигрантов из Турции…
- На самом деле, первыми, кого стала привлекать Германия, были югославы. Потом в 70-е годы, когда Югославия разбогатела, многие югославские мигранты вернулись на родину.
Что же касается турок, то их община по-прежнему значительна. Базовая проблема заключается в том, что между коренным населением и приехавшими в Германию когда-то, и приезжающими сюда ныне из стран Ближнего Востока существуют большие культурные различия. И возникающие в странах Европы анклавы мигрантов не очень хорошо интегрируются в европейское общество.
Как показывает практика, для семьи выходцев, скажем, из России требуется лишь одно поколение, чтобы полностью ассимилироваться в Германии. То есть, их ребенок пошел в местную школу, выучил немецкий язык и на бытовом, и на социальном уровне он уже практически не отличается от немцев. У мигрантов из стран Ближнего Востока или Африки – картина другая. Там подчас и нескольких поколений недостаточно, чтобы гармонично интегрироваться в местную среду, стать полностью своим.
Вот и получается, что мигранты из России, представленные в Германии в большинстве своем поволжскими немцами и евреями (последним немецкое гражданство предоставляется в качестве компенсации за те страдания, которые еврейский народ претерпел во Второй мировой войне), интегрированы в здешнее общество значительно лучше, чем турецкая и тем более арабская общины.
- Уже много лет назад с самых высоких европейских трибун было заявлено, что политика мультикультурализма потерпела крах. Тем не менее, на практике власти ЕС продолжают претворять в жизнь эту политику и при этом совершенно не принимают в расчет мнение своего собственного населения. Почему же так происходит?
- Крах мультикультурализма очевиден. Тем не менее, эта политика продолжается, поскольку никаких других идей просто нет. И это порождает протест местного населения и соответственно рост популярности несистемных правых, например, французского «Национального фронта» или немецкой партии «Альтернатива для Германии». Последняя возникла совсем недавно, но на выборах в немецких землях она уже занимала вторые-третьи места, отнимая голоса у классической правой партии ХДС.
Фото: www.newsrbc.ru
Думаю, что продолжение политики мультикультурализма будет вызывать усиливающееся сопротивление населения. Раз европейские правительства не прислушиваются к своим народам, значит, народы все больше будут голосовать за крайне правых, а сами общества – все больше праветь. Я считаю, что европейские общества будут развиваться по израильской модели.
- В прошлом году Европа приняла около 1 миллиона мигрантов, и это вызвало массу проблем – достаточно вспомнить Кельн или Кале. В нынешнем году поток беженцев, по оценкам экспертов, будет еще более многочисленным. Выдержит ли его Европа?
- Конечно, ничего серьезного с Европой не произойдет. Для ЕС с населением порядка 500 миллионов человек 1 миллион или даже 2 миллиона мигрантов, это, как слону дробина. Другое дело, что усиливающийся миграционный приток будет вызывать все большее недовольство и протест местного населения. Приехавшие повышают уровень преступности, снижают качество жизни и степень безопасности, к которой привыкли местные жители. Что в свою очередь, будет способствовать росту популярности различных антимигрантских партий, увеличению числа их сторонников и голосов, отданных за них на выборах.
- Проблема миграции существует не только в Европе, но и в России. Скажем, в прошлом году мы приняли намного больше миллиона мигрантов с Украины, велико число трудовых мигрантов из Средней Азии…
- С моей точки зрения, в России основная миграционная проблема связана с миграцией из стран Средней Азии. У нас открытая граница со Средней Азией – фактически у нас там дыра.
Вообще Россия приняла гораздо больше мигрантов, чем Европа – за последние десять лет более десяти миллионов. Пока ситуация у нас относительно стабильная. Это связано с тем, что доедаются последние остатки советского наследия. Но оно скоро будет окончательно проедено, и тогда мы окажемся в том же положении, что и Европа сегодня. А именно с наличием многочисленных инонациональных, инорелигиозных общин, которые будут подвергаться извне массированной ваххабитской пропаганде. Уже сегодня, скажем, многие выходцы из Узбекистана и Таджикистана легко оказываются жертвами радикального исламизма.
В этом смысле миграция с Украины более предпочтительна. Там исповедуется христианство, и этнические различия между русскими и украинцами, что бы ни говорила нынешняя украинская пропаганда, невелики. И поэтому выходец с Украины довольно легко интегрируется в наше общество: нет религиозных различий, культурных и лингвистических барьеров – как правило, украинцы хорошо знают русский язык и могут говорить на нем, причем многие даже баз акцента.
- Выходцы из Средней Азии – это, в основном, трудовые мигранты, которые едут в Россию на заработки. Сегодня в условиях кризиса рабочие места повсеместно сокращаются. Не являются ли в такой ситуации подобные мигранты конкурентами местным жителям?
- Конечно, здесь есть негативный момент. Отчасти он компенсируется тем, что падение курса рубля по отношению к доллару и евро привело к тому, что зарплаты в пересчете на иностранную валюту у нас существенно снизились. И поэтому Россия стала менее привлекательной для трудовых мигрантов, чем она была до кризиса.
С другой стороны, потенциальным гастарбайтерам из Средней Азии кроме как в Россию поехать на заработки просто некуда. В Китае - переизбыток рабочей силы, в Турции они тоже не нужны, на Ближнем Востоке – тем более. Так что остается только Россия. Сюда они и едут, привозя с собой все те проблемы, которые свойственны бедным мусульманским странам.