Владислав Жуковский: Минфин – не Соловей-разбойник
- Опубликовано 08 июля 2016
- Интервью
- Автор: Владислав Жуковский
Минфин предложил сократить расходы бюджета в следующем году. Как к этому относиться? Давайте перестанем называть черное белым, толстое высоким и считать, что какие-то предложения Минфина могут жестко противоречить, идти в разрез с позицией всего остального правительства, лично премьер-министра или президента РФ. На самом деле, такого нет.
То, что из Минфина делают некого козла отпущения, удобного мальчика для битья, коновала, садиста, который мучает российскую экономику, убивает малый и средний бизнес, душит реальный сектор, провоцирует повышение налогов, сборов и акцизов, проводит политику урезания государственных расходов - это просто удобная тактика поведения. То есть Минфин пытаются представить как некого финансового Соловья-разбойника, с которым борется все правительство, но совладать не может. На самом деле, у нашего правящего режима, так называемой «оффшорной аристократии» абсолютный консенсус, полное совпадение взглядов на экономическую политику в стране.
Скажем, для развития страны надо создавать точки роста в экономике, проводить демонополизациию экономической, политической систем, бить по рукам монополистов, осаживать крупные сырьевые компании, не «кошмарить» бизнес, стимулировать производственную, инвестиционную активность и так далее. А для этого надо налоги не повышать, как это делается сегодня, а понижать; не повышать акцизы дважды за год на бензин на 4 рубля, а на дизельное топливо на 2 рубля; не повышать тарифы на ЖКХ на 13-15%; не вводить кадастровую оценку недвижимости в момент кризиса, из-за чего платежи по недвижимости у некоторых владельцев коммерческих, складских и торговых площадей выросли в 5-7 а то и в 10 раз. То есть, не усиливать фискальное бремя на экономику, а наоборот, раскрепощать частную инициативу предпринимательства и расширять налогооблагаемую базу.
А для нашей элиты делать подобное – это просто пилить сук, на котором она с удобством сидит. Поэтому никто наверху этим заниматься не хочет – никто не желает бить по интересам пресловутой «Ночной хоккейной лиги» и «королей госзаказа», владельцев и топ-менеджеров крупных госбанков, госкорпораций, госмонополий и сырьевых гигантов. Поэтому эта политика и не реализуется.
Выбирается другой путь. По заявлениям Минфина, чистые займы в следующем году по сравнению с текущим вырастут в 3-3,5 раза, с 220 млн до 1 трлн, может быть, до 1,5 трлн рублей. Обслуживание всех этих займов, которые мы берем по высокой ставке 8,5-9% годовых, внешнего и внутреннего долга уже сегодня обходится более 650 млрд рублей. Это больше, чем расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение и в 3 раза больше, чем затраты на сельское хозяйство. То есть, мы кормим финансовых спекулянтов, то бишь, наш крупный финансовый капитал, международных спекулянтов плюс наши госбанки.
Что еще? Запускать руки в Резервный фонд. Он за последние 7-8 лет исхудал больше, чем в 3 раза. Фонд национального благосостояния (НБ) за три года сократился на 1,75 трлн рублей. В следующем году Минфин возьмет из ФНБ 783 млрд рублей на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году Минфин планирует взять 883 млрд рублей, а в 2019 – 87 млрд. Таким образом, ФНБ через три года сократится на 2,97 трлн рублей. То есть, таким образом, на проедание пускаются пенсии нынешних и будущих пенсионеров.
Еще один вариант – повышать налоги, что, собственно говоря, и происходит. Мы видим, что экономика загибается, и надо проводить антикризисную стимулирующую политику, которая способствовала бы тому, чтобы в страну притекали инвестиции, шел зарубежный капитал, а наш – оставался дома. У нас же по результатам первого квартала текущего года приток прямых зарубежных инвестиций в российскую экономику, не в финансовый сектор, а в реальный, составил всего 900 млн. долларов. Для сравнения в первом квартале прошлого года притекало почти 2,9 млрд долларов. А, скажем, в 2012 году – порядка 9-10 млрд долларов. То есть деньги в Россию не идут. Более того, они из страны утекают. Официально учтенный вывоз только за последние два года превысил 200 млрд долларов, а неучтенный был еще больше.
Ну, и последнее, что остается правящей элите, – сокращать расходы госбюджета. Причем, под раздачу попадают, в первую очередь, бюджетники, пенсионеры. Для них - заморозка пенсий, заработной платы, индексация пенсий не на 15%, а в нарушение федерального закона – только на 4%, сокращение надбавок учителям, врачам и многое другое. Это – удар по малоимущим, малозащищенным, по тем, кто не может консолидироваться, предъявить классовые, профессиональные или отраслевые интересы (общество у нас, к большому сожалению, деклассированно). То есть, залезают в карман 80% россиян, тем, кто кормится трудом, а не капиталом.
Чему удивляться, если уже три месяца назад у среднестатистического россиянина, даже по самым критичным оценкам, 50% бюджета уходило на еду. Сегодня, по некоторым оценкам, около трех четвертей россиян, имеет доходы менее 22 тыс. рублей и психологически пребывают в состоянии выживания. Они – даже не предбанник среднего класса.
Наш средний класс тоже вымирает по понятным причинам. Власть давит и доит бизнесменов: самозанятых граждан (предпринимателей) и частных хозяйствующих субъектов, работающих в реальном секторе. В результате у нас за последние три года число предпринимателей сократилось на 750 тыс. единиц. В лучшие для себя годы численность среднего достигала 23-24%. В 2014 году она упала до 17%, в 2015 – до 13% и продолжает сокращаться.
Вот такая у нас экономическая политика.