Павел Самиев: Вероятность массовых дефолтов не является ключевой проблемой нашей экономики

На этой неделе в России вновь прозвучало это страшное слово - дефолт. Директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов предупредил – рост кредитной активности населения может привести к массовым дефолтам. По его мнению, наши граждане и бизнес слишком закредитованы, поэтому рост задолженности по кредитам приведет к их банкротству.

Одновременно Объединенное кредитное бюро опубликовало данные, согласно которым доля просроченных кредитов в прошлом месяце достигла 18,2%, а общее число просроченных кредитов с начала года выросло на 959 тыс. и превысило 13,7 млн. Всего же на настоящий момент у российских заемщиков насчитывается 75 млн. кредитов с общей суммой задолженности в 9,1 трлн. рублей.

Прокомментировать эти заявления мы попросили Павла Самиева, управляющего партнера НАФИ, исполнительного директора АЦ «Институт страхования».

 

- Павел Александрович, как вы считаете, угроза массовых дефолтов, озвученная представителем ЦБ – это гипотетическая или реальная проблема? К каким последствиям для экономики страны могут привести массовые дефолты?

- Угроза не преувеличена и такая проблема действительно существует. Но я бы не сказал, что вероятность массовых дефолтов среди населения - это какая-то масштабная, ключевая проблема для нашей экономики, нашего финансового рынка. Если сравнивать ее другими нашими макроэкономическими и финансовыми вызовами и угрозами, она даже не попадет в первую пятерку.

Все эти разговоры о массовых дефолтах напрямую связаны с закредитованностью населения, т.е. с отношением размера выплат для погашения кредита к доходам заемщика. У значительной части населения эти выплаты достаточно высокие. Некоторые семьи вынуждены направлять на обслуживание кредита свыше 30 процентов своих ежемесячных доходов. Это много. И, к сожалению, размер выплат, как и количество таких семей, постоянно растут.

Есть и другой фактор – у нас большое количество заемщиков, которые имеют несколько кредитов – два, три, пять, даже больше. Нормально обслуживать такое количество кредитов просто невозможно и заемщик попадает в замкнутый круг – он стремиться взять еще один кредит у банка, чтобы использовать его для погашения или обслуживания уже существующих. Но такие закредитованные заемщики становятся для банков персонами нон грата. Банки не заинтересованы с ними работать.

Однако в целом надо признать, что мы далеки от критических значений и ситуация в нашем розничном кредитовании далека от того, чтобы вызвать какие-то масштабные проблемы для всего отечественного рынка. Так что повторюсь - проблема существует, но ее масштаб по отношению к нашей экономике в целом не слишком большой.

-  Если уровень закредитованности в экономике достаточно высок, насколько вероятен дальнейший рост кредитной активности россиян? Недавние исследования, проведенные социологическими службами, показывают, что сейчас в условиях кризиса и предприниматели, и просто граждане с большой осторожностью относятся к кредитам и предпочитают их не брать.

- Действительно, что сейчас люди стали более внимательно относиться к кредитам. Растет доля тех, кто считает, что нельзя брать более двух кредитов, а также тех, кто разумно взвешивает свои возможности и объем кредита, чтобы можно было его нормально обслуживать. Растет и доля тех, кто не собирается пользоваться кредитованием в обозримом будущем.

Однако это вовсе не говорит о том, что у нас существует некая глобальная проблема в розничном кредитовании. Просто наши граждане набрались опыта и в условиях кризиса проявляют большую сознательность, осмотрительность и осторожность.

- Чем, по Вашему мнению, вызвана эта ситуация с закредитованностью? И кто в ней виноват?

- Во-первых, нельзя сказать, что у нас в России какая-то особая ситуация. Например, в США, во многих странах Европы и в Азии параметры закредитованности значительно выше. Выше и риски розничного кредитования.

Во-вторых, на ситуацию влияет финансовая грамотность. Неумение планировать свою финансовую нагрузку является отражением не очень высокой финансовой культуры. Но это не только наша проблема, она существует во всем мире.

В-третьих, в подобные ситуации чаще всего попадают люди с определенным характером и параметрами поведения. Те, кто в принципе не очень хорошо планируют свое будущее, причем не только финансовое. Часто это люди с не очень высокими доходами, но при этом они не соотносят свои возможности со своими желаниями.

Конечно, в какой-то степени в сложившейся ситуации виноваты и сами банки, потому что на пике кредитного бума многие из них проводили слишком лояльную кредитную политику.

А в целом, я бы сказал, что это общая наша проблема и здесь нельзя назвать того, кто виноват больше всех, а кто нет. К тому же это проблема не является только российской, она мировая. Так что здесь Америку мы не открыли.

 

Беседовал корреспондент агентства ФинЭк Андрей Байдак

Автор
Агентство СЗК

Андрей Байдак

Похожие статьи