Александр Аравин: Я просил перенести показ «Красной капеллы», но на ТВ не стали менять сетку… Часть 1

В нынешний юбилейный год Великой Победы, телеэкран, как уже заведено, наполняется фильмами и сериалами о войне. В том числе и новинками. Но, можно быть уверенным, что покажут и старые ленты, которые не утратили своей актуальности, а по своим художественным достоинствам не только не уступают творениям молодых амбициозных кинематографистов, а вообще-то превосходят большинство из них. В числе таких классических шедевров, например, киноэпопея «Освобождение», любимый всеми сериал «17 мгновений весны». У этих лент, если сложить число их просмотров за время их существования, даже не миллионная, а сотнемиллионная аудитория. 

Однако есть прекрасные ленты, судьба которых не столь блестяща, хотя по всем признакам они должны бы быть в обойме «лучших из лучших». И один из таких фильмов, по моему мнению, сериал «Красная капелла». Я недавно пересмотрел его и убежден, что это именно так. 

Как и где проходили съемки? Как отбирали артистов на роли? Почему у фильма не столь большая аудитория, как он того заслуживает? 

Об этом наш корреспондент поговорил с режиссёром «Красной капеллы», известным российским кинематографистом Александром Аравиным. 

- Как родилась идея фильма? 

- Это был проект ВГТРК, а инициатива сделать сериал исходила от Валерия Тодоровского, режиссёра, сценариста, продюсера. На дворе стоял 2004 год. И Вы, наверное, помните, что в тот период значение Победы у нас принижалось, практически не снимались фильмы про войну, не говоря уже о разведке. А тут целый сериал о нелегалах, работающих на СССР… 

Тодоровский, перебрав несколько тем, вышел на историю о «Красной капелле». За основу Валера взял книгу французского исследователя Жиля Перро «Красная капелла». Потом Тодоровский обратился к Андрею Горлову, талантливому сценаристу, который с коллегами работал над такими фильмами, как «Дальнобойщики», «Звездочёт», «Закон». А затем уже Тодоровский привлёк и меня, как режиссёра. 

Да, хочу добавить. Музыку к фильму написал А. С. Зацепин, который, по моему мнению, стоит в одном ряду с величайшими композиторами кинематографа - Эннио Морриконе и Нино Рота и другими их калибра. 

И вот что нас удивило, когда мы изучали материал, - одно из самых величайших достижений нашей разведки, да в общем-то и мировой, именно у нас практически неизвестно. 

Слева направо: Александр Аравин, Андрей Ильин, Алексей Горбунов на съемках в Париже. Из архива А. Аравина

Раньше я что-то слышал о «Красной капелле» - она в моем тогдашнем представлении была нечто вроде группы французского Сопротивления, типа «маки». Потом, начав работать со сценарием, по мере накопления материала я стал представлять истинные масштабы этой сети и её вклад в разгром фашизма. Например, организатор и руководитель капеллы Леопольд Треппер, у нас в фильме он выведен под одним из своих псевдонимов Жан Жильбер, на Западе признан одним величайших разведчиков XX века. По некоторым данным, в ЦРУ вплоть до последнего времени тщательно изучали методики работы капеллы. А для французов «Красная капелла» - это чуть ли не национальный символ всего французского сопротивления фашизму. Хотя на самом деле капелла была создана нашими спецслужбами. 

Вот нам и захотелось исправить эту историческую несправедливость в отношении нелегалов - разведчиков, самоотверженно работавших на нашу Победу… 

- Главный герой вашей картины Лео Треппер, руководитель «Красной капеллы», который в фильме выступает под одним из своих псевдонимов Жан Жильбер. Что это был за человек? 

- У Лео Треппера была непростая, но яркая судьба. Родился он в еврейской семье в польском городе Новы-Тарг. Активно работал в социалистическом движении и в коммунистической партии в Палестине. После приезда в СССР в 1932 году Треппер поступил на факультет журналистики Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, который закончил в 1935 году, а затем стал работать в иностранном отделе ГУГБ НКВД. 

В 1936 году Треппера встретился с начальником разведуправления Красной Армии Берзиным, который планировал создать антифашистскую разведывательную сеть в Западной Европе. Однако Берзина вскоре арестовали. Тем не менее, в декабре 1938 года состоялась встреча Треппера с новым начальником разведуправления. После этого Треппер отправляется в Бельгию, в Брюссель, где подбирает людей для группы, которая в будущем станет известна, как «Красная капелла». 

Капелла передавал в Центр ценнейшую военную и военно-экономическую информацию. В частности, разведчики сообщили в Москву о точной дате нападения Германии на СССР - но в Москве не поверили этой информации. Ценность сведений капеллы (естественно, для СССР) была такова, что глава Абвера адмирал Канарис в сердцах воскликнул: ««Красный оркестр» стоил Германии 200 тысяч солдатских жизней!». 

После ряда провалов (арестов радистов) гестаповцы вышли на след капеллы и в ноябре 1942 года им удалось арестовать Треппера. Он согласился на радиоигру с Москвой, но одновременно умудрился передать в Центр шифровку о работе под «колпаком». А затем в сентябре 1943 года вообще сбежал от гестаповцев. 

В январе 1945 года Лео Треппер прилетел в Москву, где тут же был отправлен на Лубянку. Его обвинили в связях с Берзиным, расстрелянным в 1938 году, и осудили на 15 лет, а позднее срок сократили до 10 лет. Все эти годы он провел в тюрьме на Лубянке. Его даже попытались «подверстать» к начавшемуся было «Делу врачей». И когда следователь спросил его, почему в «Красной капелле» больше половины её членов были евреями, Треппер ответил: «У моего народа особые счёты с нацистами». После освобождения Трепперу разрешили уехать в Польшу. А затем он перебрался в Израиль. Там он написал книгу воспоминаний «Большая игра». 

- Фильм снимался в Париже и в Риге. Но это было 16 лет тому назад, и нынешние парижане и рижане, как и их страны - они не те, что были тогда. Что Вам наиболее запомнилось из Вашего «страноведческого» прошлого? 

- Запоминающихся эпизодов было множество и в Париже, и в Риге. Скажем, в Риге работалось просто замечательно - тогда не было той конфронтации между Россией и Латвией, которую мы наблюдаем сейчас; нам буквально во всём шли навстречу, всячески помогали в съемках. Я, например, гулял по центру Риги, замечал приглянувшийся мне дом и говорил рижанам: «Мне он нужен для фильма». И всё - тут же получал согласие и разрешение на оформление фасада в парижском стиле времен Второй мировой войны и собственно на съемку. 

Кроме того, нам удалось задействовать в эпизодах чуть ли не всех тогдашних прибалтийских звезд советского кино - Арниса Лицитиса, Улдиса Думписа, Паула Буткевича, Лилиту Озолиня, Гирта Яковлева и других. Все они работали в театрах, не бедствовали. Но в Латвии тогда уже не делали фильмов, а они, видимо, соскучились по камере и съемочной площадке и поэтому без раздумий соглашались на роли второго и третьего ряда и даже на эпизоды. 

В Париже было сложнее. В столице Франции действуют просто какие-то драконовские правила. Например, разрешение на съемку нужно было запрашивать минимум за месяц. Более того, в заявке следовало оговорить не только дату и время съемки, но и точные координаты. То есть не просто указать улицу, а конкретное место на ней, скажем, от дома № 20 до здания № 26. И если, не дай Бог, передвинул камеру на другую сторону улицы, чтобы снять эффектный, с твоей точки зрения, кадр или заехал за границу дома № 26, то есть нарушил строго согласованные условия, могли просто запретить снимать дальше. 

Вообще все кинематографисты считают съемки в Париже просто кошмаром. Когда американскому режиссёру Стивену Спилбергу, который уже имел опыт съемок во французской столице, предложили еще раз снимать там, он отказался: «Я лучше построю декорации в Голливуде, чем буду делать фильм в Париже».

Съемка эпизода с участием Карла Гиринга-Алексея Горбунова. Из архива А.Аравина

 И тем не менее, даже в суровой к кинематографистам французской столице сама тема «Красной капеллы» давала нам такие возможности, которые не снились любым другим съемочным группам. Например, нам разрешили снимать на мосту Александра III через Сену, что в принципе невозможно, потому что запрещено. Никому и никогда не разрешали, кроме нас. Правда, не обошлось без курьезов. Не раз и не два к нам подскакивали возмущенные парижане, в основном преклонного возраста и женского пола: «Я не для того плачу налоги, чтобы наблюдать, как какие-то киношники нагло нарушают правила…». 

Или другой пример. В Париже есть одно из старейших кафе «Буйон Шартье» (Bouillon Chartier), очень популярное заведение, и очередь в него иногда выстраивается как у нас в былое время в МакДональдс. Когда мы заикнулись, что хотим снять там сцену, нам тут же заявили: «Это невозможно. Хозяин заведения категорически против. Он, например, недавно отказал в такой же просьбе режиссёру фильма «Амели» Жану-Пьеру Жене». Но мы всё же рискнули и обратились к хозяину ресторана. И когда он узнал, что мы снимаем фильм о «Красной капелле», то согласие от него мы получили тут же. Причем, никаких денег с нас он не взял. 

Я упоминал о прибалтийских актёрах. А вот с французами, вернее, с одной актрисой, вышла такая история. У нас в фильме есть такой персонаж - Элен Сорель, подруга Жильбера. Её сыграла Елена Ксенофонтова. Но для сериала надо было снять несколько сцен, где действие происходит уже в наше время и там должна была играть наша героиня, только, естественно, сильно «повзрослевшая». Изначально на эту роль планировали Марину Влади. Она согласилась, но к моменту съемок заболела. Мы остановили свой выбор на другой французской звезде - Мишель Мерсье. Она к тому времени мало снималась и охотно, насколько я знаю, откликнулась на наше предложение. Съемки с ней прошли на «ура» - несмотря на свой «звездный» статус Мерсье не капризничала, работала на площадке в полную силу. 

По окончании съемок мы решили ей что-то подарить на память. Только вот что? Кто-то из нашей группы откуда-то узнал, что, оказывается, Мишель любит водку. Да, да, именно водку. Но где взять хорошую русскую водку в Париже? По счастливой случайности у наших латвийских коллег из съемочной группы оказалась с собой бутылка водки «Гжель» в шикарном подарочном исполнении. Вот её мы и презентовали Мишель Мерсье - и она была очень тронута. Сам присутствовал при этом. 

- В Вашем фильме противостояние разведчиков и гестаповцев в очень драматической форме предстает в поединке главных героев - Жиля Жильбера и Карла Гиринга. Как отбирали актёров на эти роли, ведь на них во многом держится весь сюжет? 

- На роль Гиринга, который, кстати, реальный персонаж, вся наша группа не сговариваясь остановила свой выбор на актёре Алексее Горбунове. Я тогда заканчивал работу над фильмом «Лучший город Земли», где играл Горбунов, и мне сразу стало понятно, что Гиринга должен играть Горбунов. С этим была согласна вся группа. Мы настолько были уверены в его актёрских возможностях, что утвердили Алексея на роль руководителя гестаповской зондеркомады, которая охотилась на «Красную капеллу», без кинопроб. 

Но у нас тут же встала проблема - кто будет играть Жильбера-Треппера? Ведь нужен был человек с не меньшим актёрским потенциалом, чем у Горбунова, чтобы не получилось так, что главным героем у нас будет именно Гиринг, а не Жильбер-Треппер. 

Александр Аравин на съемках. Из архива А.Аравина

Искали довольно долго - на пробах побывало много хороших актёров, но все они, в нашем представлении, не подходили. И тут как-то спонтанно появился Андрей Ильин. Я работал с ним лишь на рекламе чая «Высоцкий» (сразу оговорюсь, что эта марка не имеет никакого отношения к Владимиру Семеновичу), но видел его работы в кино. А вот Тодоровский знал Андрея гораздо лучше, поскольку актёр был занят в сериале «Каменская», который продюсировал Валера. Андрей там играл мужа главной героини: несколько застенчивый, всегда на втором плане, в общем - не герой. И вот как-то сидели мы, я и Тодоровский, и кто-то из нас вдруг сказал: «А может быть, попробовать Ильина?». Пауза две-три секунды, и кто-то из нас роняет: «А почему нет? Надо попробовать».Честно говоря, сомнения не покидали до последнего, и пробы мы делали больше для проформы. А когда посмотрели результаты - поняли, с Ильиным мы попали прямо в десятку! 

- Да, с моей точки зрения, именно благодаря этой паре, их противостоянии, интеллектуальной дуэли, растянутой на всю ленту, фильм очень выигрывает, держит внимание зрителя от серии к серии. Это в фильме. А в жизни Андрей Ильин сегодня продолжает сниматься в России. А вот Алексей Горбунов уехал на Украину по политическим мотивам… 

- Вы знаете, я уверен в том, что бывают периоды, когда «болеют» целые страны. Вспомните Германию 30-х - 40-х годов. Мы сами, Россия, тяжело «болели» в 90-е годы прошлого века. Но, кажется, оправилась. А вот сейчас «больна» Украина. А ведь страна - это не только территория, но, в первую очередь, люди. И хорошие, и плохие. И «заболев» вместе со страной, у них что-то переключается в голове - они перестают различать добро и зло, понимать, где одно, а где другое. Вот и Алексей «заболел»… И должно пройти время, случиться нечто, чтобы страна и люди смогли выздороветь. Для нацисткой «опухоли» в Германии понадобился «хирург» в лице Советского Союза и Красной Армии. Что поможет Украине - не знаю, но уверен, что она всё-таки выздоровеет. 

- Я выскажу свою оценку - сериал отличный, и мое мнение разделяют многие знакомые. И в общем-то странно, что он не «прозвучал» в момент своего выхода на телеэкран в 2004 году… 

- Увы, сериал вышел на ТВ 30 августа 2004 года, а 1 сентября случился памятный всем ужас в Беслане… Я в тот момент был в Минске, снимал четвертый сезон сериала «Каменская» и тут же позвонил в Москву - просил, умолял перенести показ «Красной капеллы», но на телевидении сетку менять не стали… Да, сериал периодически показывают на каких-то телеканалах, его смотрят в интернете, но того эффекта, резонанса от премьеры, который мы ожидали, так и не произошло. И дело даже не в том, хорош или нет наш сериал. Нам просто очень хотелось, чтобы люди узнали о наших фактически неизвестных героях, разведчиках. 

А ведь они, действительно, внесли огромный вклад в Победу. И какие люди, какие биографии! Зоя Воскресенская, Иосиф Григулевич… О них и о других надо рассказывать и рассказывать. Или Лео Треппер, главный герой нашего сериала. Ему пришлось, как и многим его соратникам в разных странах, делать нелегкий выбор (у нас в фильме это показано). Надо вспомнить, что перед войной репрессиям подверглась не только Красная Армия, но и советская разведка. И тем не менее, Треппер, зная всё это, честно и самоотверженно работал на СССР, на победу над фашизмом. 

Беседовал Вадим Лапунов, Агентство СЗК

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи