Александр Широкорад: ГУЛАГ Российской империи
- Опубликовано 10 октября 2017
- Интервью
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
За 26 лет, с 1927 по 1953 г., в СССР произошел невиданный в истории человечества скачек в экономике, удалось добиться огромных успехов в наращивании военной мощи, в развитии науки, здравоохранения и культуры, десятки миллионов людей бесплатно получили от государства квартиры или дома. Соответственно, за 26 лет «демократии» в России объем промышленного производства упал почти на порядок, ну а о бесплатном здравоохранении, бесплатном обучении в ВУЗах, обеспечении бесплатными квартирами говорить весьма проблематично.
Больше всего наших чиновников возмущает то, что советские руководители… не воровали. Сталин, Берия, Хрущев, Молотов и другие, а также их дети жили по современным понятиям небогато или даже бедно. Вся их личная собственность в лучшем случае сводилась к 1 (одной!) квартире, да еще одноэтажной, а также небольшой даче и автомобилю «Победа». Машины лучшего класса в продажу не поступали, а служебные ЗИМы и ЗИС-110 не приватизировались и не наследовались.
Спору нет, мелкая сошка, как тот же начальник «Геркулеса» Полыхаев, и буфетчица Нюрка воровали. Но их сажали и крепко. А теперь их внуки повсеместно трезвонят, что Полыхаева и Нюрку репрессировали за… «критику режима».
Да как же можно строить заводы, ГЭС, каналы без 50% «отката»?! И тут на помощь чиновникам приходят услужливые профессора и журналисты. Как только заходит речь о советских каналах, заводах, ГЭС, космодромах и даже московских высотках, они заходятся в историке: «Это всё — архипелаг ГУЛАГ! Это всё строили заключенные!». На самом деле в строительстве социалистической экономики вклад заключенных не превышал 5%, хотя на отдельных стройках их было и больше. Самое любопытное, что 80—90% зэков были уголовниками.
А был ли ГУЛАГ в Российской империи? Увы, да. С самого основания империи и до февраля 1917 г. Причем практически ни одно крупное строительство не обходилось без участия заключенных и насильственно согнанных невиновных людей.
Петр Великий строил свой «Парадиз» на ровном месте, точнее, на болотах. Ну а небольшой шведский город Ниен на Охте, то есть в центре современного Санкт-Петербурга, герр Питер из куража приказал сравнять с землей.
А кто строил Питер-Бурх? — Комсомольцы-добровольцы, как Магнитку или Комсомольск-на-Амуре? Все строители были согнаны принудительно под страхом кнута и «лишения живота». Это не только арестанты, но и солдаты, крепостные крестьяне, которым царским указом было велено явиться вместе с их барами на невские болота. Пострадало даже около 10 тыс. малороссийских и запорожских казаков и селян. По царскому указу малороссийские гетманы были вынуждены их силой гнать на север.
Сколько строителей Петербурга погибло? Ни царские, ни советские, ни нынешние демократические власти точно установить этого не желали. В итоге оптимисты говорят о 26 тысячах, а пессимисты называют 100 и более тысяч. Но тут речь идет только о царствовании Петра, но ведь и потом при его приемниках до конца XVIII века практически ничего не изменилось.
Сколько строителей Петербурга погибло – никто не знает точно. Картина Георгия Песиса «Петр I на строительстве Санкт-Петербурга»
Любопытно, что наших служивых историков не интересует, как снабжалась столица Российской империи. До 1703 г. Ниен и небольшие шведские поселения на Неве снабжались по Балтийскому морю, а также по превосходной «Королевской дороге», проходившей по побережью Финляндии, а далее через Приневье, Эстляндию и Курляндию. Но никаких дорог в Россию от Невы попросту не было.
И вот Петр уже 12 января 1703 г., чтобы кормить свой «Парадиз», повелевает соединить Волгу с Невой многочисленными каналами, включая канал, соединяющий Цну и Тверцу, и т.д. Позже строится грандиозная Мариинская система каналов. Только в 1712 г. Петр приказывает строить сухопутный тракт Москва — Петербург.
Мало того, уже при Петре начинается строительство обводных каналов вокруг Ладоги, Онеги и Белого озера, каждый длиной в десятки километров.
Все эти сооружения десятилетиями также строили «невольники» — арестанты, солдаты, крепостные крестьяне, казаки и т.д. Добровольно на строительство каналов никого и калачом не заманишь. Сколько людей погибло при строительстве этих каналов от Петра I до Николая I, до сих пор неизвестно. Но гарантированно их число превышало 300 тысяч.
XIX век — век пара. И вот Николай I в 1842 г. повелел построить железную дорогу из Петербурга в Москву. Для этого из Виленской, Витебской и других губерний силой согнали десятки тысяч крестьян. Подрядчики заключали контракты с помещиками, крестьян, естественно, не спрашивали, а просто гнали на строительство.
В среднем дорогу единовременно строило 40 тыс. человек. Помните, у Некрасова: «А по бокам-то всё косточки русские! Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»
Нет, не знает Ванечка! Не велено ему знать. Он в школе про ГУЛАГ зубрит. А сейчас и Некрасов в школьную программу не входит. Подневольные крестьяне работали весь световой день, жили в землянках, редко — в бараках.
«Все ли нас, бедных, добром поминаете? Или забыли давно?» Приказано забыть! Сейчас модно ставить кресты и церкви только на Беломор-Балте или канале им. Москвы.
Шло время, но подневольный труд оставался при строительстве железных дорог. До сих пор не выяснено, сколько подневольных людей — арестантов и солдат — строили Транссиб и его ответвления с 1891 по 1909 г. А вот на Амурской магистрали, строительство которой закончилось в 1916 г., одновременно работало 8000 каторжников.
В 1915 г. правительству понадобилось построить Мурманскую железную дорогу. Поначалу туда добровольно-принудительно согнали 30 тысяч русских крестьян. Но они мёрли и еще больше драпали на все четыре стороны. Тогда в июле-августе 1915 г. в район Кандалакши завезли первую партию из 3 тысяч военнопленных — немцев, австрийцев, венгров и др.
Замечу, что тогда привлечение военнопленных к строительству железных дорог категорически запрещалось всеми Гаагскими конвенциями. Пленные и русские строители жили в дощатых бараках без пола и окон. Кормили их в основном ржаной мукой. Больных эвакуировали с большим запозданием, и они долгое время находились вместе со здоровыми.
Массовое использование тяжелого ручного подневольного труда во многом было обусловлено технической и технологической отсталостью даже передовых стран мира. Картина Константина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»
Осенью 1916 г. на строительство Мурманской железной дороги работало 38 582 военнопленных, в основном австрийцев. Кроме того, в 1916 г. туда завезли еще свыше 10 тысяч китайцев из Монголии. Я совсем не уверен, что все они приехали добровольно. Во всяком случае, 26 августа 1916 г. произошел бунт 720 китайцев, подавленный с помощью холодного и огнестрельного оружия.
Начальство издало указ, что охрану надо вооружить кроме винтовок нагайками, «ибо только таким образом можно управлять китайцами». Исправник Коняев докладывал: «Отказывающихся работать наказываем плетьми».
Один охранник полагался на каждые 30 китайцев и один — на 30 пленных. Охранников специально подбирали почти не говорящих по-русски, в основном из ингушей, черкесов и текинцев (туркмен). Несколько сот пленных пытались бежать, но большинство неудачно. Царское правительство платило финнам по 100 марок за каждого схваченного беглеца.
Вот вам и царский ГУЛАГ с 1703-го по 1917 г.
Замечу при этом, что массовое использование ручного вольного или чаще подневольного труда на больших стройках в то время диктовалось технической и технологической отсталостью даже передовых стран мира. И аналогичные российскому ГУЛАГи, то есть насильственное привлечение к труду людей на больших стройках имело место и в других странах. При этом царский ГУЛАГ был еще одним из самых гуманных.
Так, например, при строительстве Суэцкого канала свыше 95% рабочих были феллахами, согнанными с родных земель англичанами и их египетскими прислужниками.
А вот некоторые данные по трем самым известным каналам. Суэцкий канал, длина - 164 км, число строителей - 1500 тыс. человек, число погибших – 100-120 тыс. человек. Панамский канал, длина – 77 км, число строителей – 90 тыс. человек, число погибших – 27,5 тыс. человек. Беломоро-Балтийский канал, длина – 227 км, число строителей 126 тыс. человек, число погибших – 11 тыс. человек.
No comment!
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК