Александр Широкорад: Кому достанется спецаппаратура «Лимана»?
- Опубликовано 28 апреля 2017
- Интервью
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
Почему погиб разведывательный корабль проекта 861 «Лиман»? В результате теракта вражеской державы или вопиющего разгильдяйства командования судна? Всякая болтовня о плохой видимости, тумане и т.д. — из морских историй XIX века. А «Лиман» был перенасыщен электроникой и имел несколько РЛС.
Что делать? В первую очередь не дать потенциальному противнику ознакомиться со сверхсекретной разведывательной аппаратурой на борту «Лимана».
Вспомним, как американские подводные лодки в течение нескольких лет в 1970—1980-х гг. ставили «коконы» с подслушивающей аппаратурой в Белом море и у берегов Камчатки, на самом севере Охотского моря. В 1974 г. американцы подняли с пятикилометровой глубины в Тихом океане затонувшую советскую ракетную подводную лодку К-129.
24 июня 1970 г. американская атомная подводная лодка «Тогот» вошла в закрытое советское Охотское море и там таранила нашу атомную подводную лодку К-108. Подобных эпизодов можно привести еще много. И во всех без исключения случаях наш военно-морской флот, мягко выражаясь, «просыпал» операции янки. В чем преуспели наши власти, это в засекречивании американских спецопераций от собственного народа. О них мир узнал через несколько лет из американских же публикаций.
Есть все основания полагать, что ЦРУ и другие разведки НАТО сделают все возможное, чтобы поднять спецоборудование «Лимана». Предотвратить это элементарно просто. Следует немедленно с помощью авиации и надводных кораблей поставить гидроакустические буи в районе гибели судна. А у самого корпуса на глубине можно поставить даже мины, совершенно безопасные для надводных кораблей.
Командование Черноморского флота может немедленно объявить о начале работ по подъему «Лимана» и одновременно о получении «оперативным путем» информации о подготовке некими «террористическими организациями» подъема спецоборудования с борта «Лимана». В связи с этим правительство РФ может обратиться с просьбой к премьеру Эрдогану не посылать в район гибели «Лимана» турецкие подводные лодки.
Замечу, что никаких подводных лодок или иных подводных аппаратов, кроме турецких, в Черном море физически не может быть. Проход подводных лодок нечерноморских государств категорически запрещен конвенцией Монтрё 1936 г. Так что в случае появления подводного аппарата неизвестной государственной принадлежности в районе гибели «Лимана» российские корабли и самолеты имеют право на сброс глубинных бомб.
Если руководство ВМФ сочтет подъем «Лимана» невозможным, есть еще один выход не дать доступа потенциальному противнику к секретной аппаратуре. Такие прецеденты есть. Так, 30 августа 1974 г. в нейтральных водах Черного моря затонул советский большой противолодочный корабль «Отважный» проекта 61. Часть его аппаратуры удалось поднять, а часть нет. В итоге к борту «Отважного» было доставлено 124 тонны тротила, и 23 декабря 1977 г. затонувший БПК разлетелся на мелкие куски.
Надо ли говорить, что если наше военное руководство в очередной раз «проспит» американскую спецоперацию, то это может создать Кремлю серьезные проблемы как во внешней, так и во внутренней политике.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК