Иван Грачёв: Официальные цифры по малому предпринимательству – это блеф, а меры по его поддержке – декорация
- Опубликовано 16 августа 2016
- Интервью
- Автор: Агентство ФинЭк
На днях в ходе заседания коллегии МЧС России глава этого ведомства Владимир Пучков запретил проводить внеплановые проверки малого и среднего бизнеса , так как это, по его словам, создает излишнее давление на предприятия. Он отметил, что проверять предприятия можно будет лишь в рамках мероприятий, которые проводятся при участии прокуратуры и «Опоры России».
Очень своевременная инициатива, если учесть, что объявленный ранее президентом Владимиром Путиным трехлетний мораторий на плановые проверки не очень помог малому и среднему бизнесу. По подсчетам агентства РБК, две трети проверок теперь проходят вне плана.
Да если бы дело было только в одних проверках! Учитывая сегодняшние реалии, приходится просто поражаться, как наши мелкие и средние предприятия умудряются держаться на плаву при фактическом отсутствии поддержки со стороны государства, в условиях вездесущей коррупции и недоступности банковских кредитов. В том, что дела обстоят именно так, очень легко убедиться, если поговорить с любым некрупным предпринимателем или фермером.
Но, может быть, их оценки субъективны, и малый и средний бизнес растет в стране, как на дрожжах? Скажем, по официальным данным, на 1 января 2014 года в стране числилось 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, где работают 25% от общей численности занятых в экономике.
Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент Агентства ФинЭк побеседовал с депутатом Госдумы Иваном Грачёвым, автором первого закона о государственной поддержке малого предпринимательства, датированного еще 1994 годом, и инициатором упрощенной системы налогообложения.
- Неужели у нас столько людей занято в малом и среднем бизнесе?
- Официальные цифры, в основном, мифические. Когда я слышу, что у нас больше 5 млн. малых предприятий – я понимаю, что это чистейший блеф.
По моим оценкам, реально в стране примерно 1 млн функционирующих малых предприятий, не более. Я много езжу по Сибири, часто бываю в Иркутской области, разговариваю с людьми, занимающимися малым бизнесом, и могу с уверенностью сказать, что никаких предпосылок для такого удивительного роста в этой сфере в последние годы не было и нет.
- Но у нас много говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности, о налоговых льготах для «малышей» и «середняков»…
- В действительности, в последние годы в стране серьезно ударили по малому и среднему бизнесу. Все налоговые решения в пользу малого и среднего бизнеса по факту оказались декоративными. Все льготы спущены на уровень субъектов федерации, у которых нет на это средств.
- А что предлагалось в законе о господдержке малого предпринимательства, автором которого Вы были?
- По сути это был первый в России закон о поддержке малого бизнеса. Сейчас в это трудно поверить, но в нем был зафиксирован пункт о двухлетних каникулах всем начинающим бизнесменам и неполные пятилетние. Эта льгота обеспечила в те годы реальный рывок в развитии частного предпринимательства - количество занятых увеличилось с 7% до 13%.
Затем, когда стало понятно, что этот закон о поддержке малого предпринимательства пытаются уничтожить, я вывел в отдельную тему упрощенную систему налогообложения.
И как в воду глядел: в 2004 году правительство РФ выступило с инициативой отменить этот закон как «морально устаревший». А 2008 году закон о господдержке малого предпринимательства и вовсе утратил силу.
- Вы только что вернулись из рабочей поездки по Тулунскому району Иркутской области. Какие проблемы у местных предпринимателей?
- Эта поездка была в значительной степени производственная, и мне, как депутату Государственной Думы, дали три твердых наказа. Улучшить мою упрощенную систему налогообложения, - чтобы еще проще было. Плюс – увеличение доступности кредитов и более эффективное регулирование тарифов на энергию. Я эти наказы принимаю и буду над ними работать.
Основные претензии, которые предъявляют предприниматели и фермеры, убеждают меня, что моя исходная упрощенная система налогообложения была правильной. В чем была ее соль? С предпринимателя или с фермера собирается один налог – либо 6 процентов с оборота, либо 20 процентов с дохода, по выбору налогоплательщика. Все остальное делает само государство. Никаких дополнительных социальных платежей и других отчислений. Вот это и есть настоящая упрощенная система налогообложения.
Далее, в моей исходной системе не было никаких ограничений по объемам производства. Скажем, малое предприятие, которое начинало с нуля, вышло на оборот 10 или 20 млн рублей, но по численности занятого персонала осталось именно малым предприятием. Так вот, такое предприятие все равно должно оставаться в упрощенной системе налогообложения. Работай и зарабатывай, сколько хочешь. Лишь бы по критериям ты подходил под «малое предприятие».
В сегодняшней практике налогообложения все выглядит иначе. Малое предприятие или фермерское хозяйство, которое достигло определенного уровня по объемам производства, по оборотам, исключается налоговиками из системы упрощенного налогообложения и переводится в другую, менее выгодную для предпринимателя. Чтобы этого избежать, последние часто идут на хитрости – делятся, дробятся и т.д.
Поэтому я предлагаю вернуться к моей исходной системе – для малых предприятий и фермеров должна быть упрощенная система налогообложения, причем, в полном объеме, и в ней не должно быть никаких искусственных ограничений.
Вторая беда малых предпринимателей – ключевая ставка ЦБ. При такой ставке кредиты становятся для малого бизнеса совершенно недоступными и условия их предоставления и обслуживания абсолютно неприемлемыми. Скажем, предприятие или фермерское хозяйство растет, развивается, увеличивает производительность труда. Нужны заемные деньги на развитие. И для мелкого и среднего предпринимателя при нынешней ключевой ставке и очень часто при отсутствии необходимого залога банки предлагают кредит аж под 28 процентов годовых. На таких условиях брать кредит не может позволить себе ни один предприниматель.
Так что отсутствие доступных заемных средств – это мощнейший тормоз развития малого и среднего предпринимательства в стране.
- А что не так с тарифами на электроэнергию?
- Местные предприниматели и фермеры платят за один киловатт-час 4 рубля. И это при том, что на сибирских ГЭС себестоимость этого киловатта на выходе часто бывает в размере 8-10 копеек. Конечно, местные предприниматели недоумевают: «Как же так, объявили, что наш регион входит в зону повышенного внимания руководства, значит, надо делать так, чтобы люди здесь оставались, чтобы здесь мог развиваться бизнес».
И, с моей точки зрения, их желание платить за электроэнергию столько же, сколько отдает за него местное население (в сибирских регионах плата за электричество несколько меньше, чем в целом по стране), совершенно справедливо.
Низкая базовая цена электроэнергии — одно из естественных преимуществ Сибири и особенно Иркутской области. На мой взгляд, его нужно максимально использовать. В целом затея Чубайса реформировать электроэнергетику была неверная. По производительности труда, по затратам на киловатт-час, по капиталоёмкости, по надёжности советская система работала примерно вдвое лучше, чем нынешняя.
В целом, для сибирского бизнеса, с моей точки зрения, есть все условия для роста (если, конечно, убрать с их пути препятствия, о которых я говорил). При нынешнем курсе рубля, скажем, предприниматели и фермеры Сибири и Дальнего Востока могли бы поставлять в Китай экологически чистые продукты в неограниченных количествах.
Средний класс, зажиточные граждане Китая не хотят потреблять свои собственные химизированные продукты, которые в принципе нельзя есть и которые, кстати, поставляются и в Россию. Они предпочитают экологически чистые продукты, в том числе из России. И для наших производителей из Сибири и с Дальнего Востока здесь открылся бы огромный рынок.
Бывая в Сибири, в Иркутской области, я постоянно испытываю радость, видя и общаясь там с людьми, которые работают по-настоящему. Это - уверенные в себе люди. Они верят, что будут жить и развиваться. Трудности и помехи со стороны государства готовы преодолевать и бороться.
Агентство ФинЭк