Мария Полякова: ЕГЭ – подготовительный этап в разрушении образования?
- Опубликовано 10 марта 2017
- Интервью
- Автор: Мария Полякова
Совсем скоро, 23 марта, во всех школах страны начнется досрочный этап сдачи ГИА (итоговая аттестация). Споры относительно эффективности системы итогового контроля знаний не утихают на протяжении почти 20 лет. Сложно поверить, но в отдельных школах России добровольное итоговое тестирование стартовало аж в 1997 году. Кто же тогда мог себе представить, что уже через несколько лет этот чудовищный по своим масштабам и задачам механизм подомнет под себя всю систему российского образования.
Официальная версия гласит, что автором и разработчиком ЕГЭ является В.М. Филиппов, ныне ректор одного из ведущих ВУЗов России - РУДН. Некогда, сменив на посту министра образования А.Н Тихонова, Филиппов начал реформацию системы образования РФ на очень далекую перспективу. Однако существует альтернативная теория о том, что негласным автором идеи ЕГЭ является ректор Высшей школы экономики, Я.И. Кузьминов. И вот эта альтернативная версия, на самом деле, вызывает больше доверия, чем официальная.
Несмотря на активные заверения Кузьминова в том, что его университет «вне политики», вериться в это с трудом. Все чаще экспертное мнение на предмет той или иной дискуссии вокруг процессов в образовании, которое озвучивают СМИ, принадлежит именно ВШЭ. На фоне общего упадка качества высшего образования этому ВУЗу удается сохранять высокие темпы развития: обзаводиться новыми зданиями в самом центре Москвы, обеспечивать самую высокую в стране зарплату преподавателей (по неофициальным данным, средняя зарплата преподавателя ВШЭ составляет 30 тысяч рублей), открывать новые факультеты, быть одним из лидеров в получении государственных субсидий.
Бренд «вышки» в глазах значительной части молодежи связан с широкими карьерными перспективами, современным и качественным образованием по западному образцу, сулящим, в том числе, и возможность эмигрировать из страны.
Казалось бы, за успехи ВШЭ можно порадоваться, если только не знать, за счёт каких ресурсов этот молодой вуз (основан в 1992 году) добился таких успехов. Открытая последним указом уходящего премьера Егора Гайдара, ВШЭ изначально собрала в своих рядах видных деятелей ельцинских реформ, западных консультантов и призвана была нести вполне определённые, ультралиберальные взгляды на будущее страны. Однако наиболее благодатное поле для экспертной деятельности «вышки» открылось в 2000-е, когда с приходом либералов в правительство (Кудрин, Набиуллина {супруга Кузьминова}, Греф и др.) начался «золотой век» российского либерализма.
К счастью, у ВШЭ есть очень серьезный конкурент – МГУ им. М.В. Ломоносова. Бессменный ректор МГУ, В.А. Садовничий не участвовал в реформации российского образования, не был ни министром, ни вообще каким-либо чиновником, открыто и бескомпромиссно не раз выступал против ЕГЭ. Он – ученый. Он возглавил МГУ в 1992 году, и университет выстоял годы «перестройки», остался ведущим ВУЗом не только в России, но и в мире. Диплом этого университета без каких-либо сетевых взаимодействий и международных соглашений признается во всем цивилизованном мире, наряду с дипломами Лиги плюща, Сорбонны, Оксфорда или Кембриджа.
Тем не менее, получается, что либералы - это вовсе не карикатурные персонажи, а вполне реальная власть. Вопрос только в том, в чьих интересах эта власть действует? И вся история с ЕГЭ, придуманная либералами и ими же реализованная, позволяет усомниться в том, что она руководствуется в первую очередь интересами государства.
Когда система ЕГЭ законодательно окончательно раздавила остатки советской школы, всем, начиная от министерства образования и заканчивая президентом РФ было попросту безразлично мнение участников образовательного процесса. По всей стране не найдется ни одной школы, ни одного учителя или родителя, которые были бы довольны этим монстром – ЕГЭ. Куда ушли многочисленные петиции родительских сообществ, учителей, администраций? Прошло почти 20 лет, но ЕГЭ очевидно не оправдывает затрачиваемых средств и по сей день вызывает народное недоумение и откровенное недовольство.
Это, по всей видимости, только начало, подготовительный этап. Далее по западному образцу детки будут сами выбирать предметы, которые захотят учить: алгебру - да, а литературу и историю - зачем? В Европе именно так учатся, и вон, какие толерантные, вежливые, успешные, улыбчивые. Успешность – это едва ли не главный ориентир, то единственно значимое, к чему можно и нужно стремиться любой ценой.
Вряд ли мы к такому придем? С свое время иллюзорно и утопично выглядел план Алена Далласа по развалу нашей страны и моральному разложению нашего населения. Теперь становится все очевиднее, что этот план успешно осуществляется, и даже есть те, кто открыто занимается его реализацией.
Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк