Мария Полякова: Как лечить тотальный инфантилизм молодежи?

На днях в социальных сетях уже в который раз всплыло видео, на котором подростки жестоко избивают одноклассницу. Девицы, которые избивают, сопровождают сие отборным матом, а парни снимают весь процесс. На данный момент правоохранительные органы изъяли видео из интернета, проводятся следственные мероприятия.

Такого рода скандалом никого, по правде сказать, уже давно не удивишь. Остервенелая молодежь, подстрекаемая безразличием взрослого мира к своему существованию, именно так и самовыражается. Можно ли проанализировать сложившуюся ситуацию каким-нибудь образом?

Следует начать с того, что такие вот истории с жестокими избиениями - это симптом, причина же заболевания на первый взгляд не лежит на поверхности. Государство вкладывает огромные деньги в развитие образования, зарплаты учителей (я знаю одну школу, где за классное руководство учителям доплачивают 20.000 рублей), открывает новые школы, ремонтирует старые, повсюду появляется новое оборудование, электронные доски. Огромное количество секций при школах казалось бы должно обеспечить качественный досуг детям после уроков. Что же тогда не так? Почему, несмотря на колоссальные объемы информации в школах, 70% детей не знают, кто автор «Анны Карениной», не могут назвать основных событий не то что истории России, но даже недавних 90-х?

Обществом принято считать поколение «пепси» в некотором роде потерянным. Действительно, хорошего в те недавние времена было мало. И бандитская романтика была, и наркотики, легкие, тяжелые, на выбор, алкоголь, естественно, тоже сопровождал этот «праздник жизни». Курить было модно, учиться не модно. Несмотря на это, поступить в техникум считалось каким-то позором, а человек, решивший стать не «юристом» или «экономистом» заочно признавался неудачником. Где теперь эти толпы «юристо-экономистов»? История умалчивает.

Есть одна очень существенная разница между поколением «некст» в сравнении с теперешней молодежью. Способность адаптироваться. Качество жизни напрямую зависит от способности адаптироваться. Потребности же определяют необходимость адаптивных навыков развиваться или нет. К примеру, люди с ограниченными возможностями часто оказываются сильны интеллектуально. Это называется компенсация – человек страдает физическим недоразвитием, при этом сохраняя и развивая ясный интеллект.

Диагноз молодых людей сегодня - тотальный инфантилизм. Термин инфантилизм имеет вполне медицинскую основу – означает некоторое отставание в развитии характерологического свойства. То есть человек в 17 лет ведет себя так, как будто ему 12-13. Соответственно, при таком диагнозе, в первую очередь, страдают именно адаптивные навыки.

Проблема кажется неочевидной, а на самом деле она приобрела колоссальные масштабы. Дети в 12-13 лет имеют образ мышления 8-9 летних. В 20 лет вполне себе взрослый человек считается еще сущим ребенком, его и обеспечивать надо, и машину ему купить, и денег карманных дать, чтобы девушку в кафе сводил. Еще 20 лет назад было сложно себе представить, что ребенок будет бежать к маме жаловаться за каждую двойку в школе. Теперь эта картина стала настолько обыденной, что бедные учителя предпочитают завышать оценки, лишь бы не связываться с «тревожными» родителями, которые следят за школьной жизнью своих чад, как партизаны из кустов.

Самое печальное зрелище представляют собой даже не те, кому сегодня уже 16-17 лет, а ребята в начальной школе. Дети в 5-6 лет они имеют развитие 3-4 летних детишек, которые только что научились разговаривать и ходить. У выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского есть теория, которая гласит, что у любого ребенка есть так называемая зона актуального развития и зона ближайшего развития. Суть теории заключается в том, что зона актуального развития - это то, чем ребенок уже владеет (чтение, письмо), а зона ближайшего развития - это как раз те навыки, которые предстоит освоить благодаря уже приобретенным. Получается четкая иерархия, где актуальное развитие это фундамент, а ближайшее - строительный материал. Так вот, сегодняшние дети остаются в очень комфортной зоне актуального развития. Это уже не просто потребители, это люди, не способные к полноценной жизни, где самостоятельность необходимое качество для выживания.

Родители этого поколения только разводят руками. Виноваты компьютер, игры, интернет. Да нет, виноваты вы, дорогие родители, и только вы. Ограничить своих детей от пользования компьютером не так сложно, как кажется на первый взгляд. Позвольте своему ребенку жить настоящей жизнью, не подменять ее фальшивой реальностью Интернета, и результат не заставит себя ждать. Придется в 12 лет самому завязывать себе шнурки, ходить в магазин за хлебом и гонять на велосипеде с друзьями на даче, падать с этого велосипеда, разбивать себе коленки и потом прикладывать листок подорожника. Словом, жить.

Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство СЗК

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи