Мария Полякова: Менять нужно форму итогового контроля знаний
- Опубликовано 14 декабря 2016
- Интервью
- Автор: Мария Полякова
На прошлой неделе во всех школах страны одинадцатиклассники написали сочинение по русскому языку. Цель – допуск к ЕГЭ. С прошлого года такое сочинение обязательно при допуске к итоговому экзамену.
Первый вопрос, который возникает сразу же – как быть тем, кто не написал пресловутое сочинение? Никак, потому что напишут его все без исключений, даже те, кто ни одного урока русского, или на худой конец литературы не посещал. Как же так? Элементарно. Если уж не написал первый раз, то есть еще, как минимум, две попытки пересдачи, последняя, кстати, аж в мае, за пару недель до самого ЕГЭ. К тому же никто не объяснял школам, что делать с теми, кто не напишет ничего?
Описать степень глупости, которую дети излагают в этих сочинениях, будет нелегко, потому что верится с трудом: например один товарищ абсолютно серьезно поведал о том, что Достоевский (как там его по имени?), когда «писал «Войну и мир», был влюблен сам, поэтому вышло так красиво».
Однажды, мне довелось быть свидетелем любопытного случая: десятиклассников спросили кто такая Анна Каренина? Ответ был короток, как выстрел, – автор детективов. Вступать в дальнейшие расспросы мы побоялись, фамилии посложнее могли бы запросто травмировать нежную детскую психику.
Вины детей в сложившейся ситуации нет – товарищ, который не может отличить Толстого от Достоевского, кстати, милейший парень, надежный друг и хороший человек.
Еще один камень преткновения последних недель – добавление английского языка и истории в качестве обязательных экзаменов к сдаче в 11 классе. Споров масса, итог непонятен: есть сведения о том, что английский будет с 2018 года, про историю пока тишина.
Историю, безусловно, необходимо включать в список экзаменов, обязательных к сдаче. Ее на сегодняшний день не знают, не учат, не имеют ни малейшего представления о своей стране.
Самый модный и нужный предмет нынче – обществознание. Предмет, который 15 лет назад сдавали исключительно двоечники (самый легкий был), вдруг стал едва ли не ключевым. Благо, преподают его историки, есть шанс, что сквозь призму правоведения, граждановедения и прочих ведений, из которых состоит сей предмет, учитель может каким-то образом и про историю поговорить.
Столько слов чиновники посвящают теперь патриотизму, гражданскому долгу – пообщались бы с детьми самой рядовой районной школы, например, о ходе ВОВ. И все вопросы сразу отошли бы в область риторики.
С английским языком дела обстоят куда печальнее. Во-первых, это, пожалуй, предмет из школьной сетки, который действительно, на практике может потом пригодится в жизни. Сначала в ВУЗе, потом на работе. Во-вторых, по факту, сдать без трудностей и репетиторов ЕГЭ по английскому сегодня могут только выпускники спецшкол (естественно спецанглийских). Этот предмет не сложен в изучении, недаром английский лингва-франка, сложность в совокупности факторов: учитель, который 20 лет преподает язык, а сам-то неизбежно его забывает; учебники, либо очень плохие, либо плохие, либо такие, что «с паршивой овцы хоть шерсти клок»; полное отсутствие единого стандарта в изучении.
Учитель, не практикующий английский, уже через год работы в школе забудет его процентов на 40. Никакие курсы повышения квалификации не повышают уровень владения языком, но повышают эффективность методик преподавания. Конечно, есть те, кто сам что-то придумывает (фильмы, книги на языке), но таких единицы – основная масса не выйдет за рамки школьной программы, которую разрабатывали люди, далекие от реалий лингвистики.
Учебные пособия по английскому это, пожалуй, самое печальное зрелище. Одна из линеек (очень популярна в наших школах), к примеру, предполагает, что язык учат с 5 класса. И вот, первый год ваши дети учат алфавит, второй год как здороваться и прощаться, третий год как семья и ее члены будут по-английски, на четвертый год дети, наконец, доберутся до некого подобия сумбурной грамматики. То есть в 9 классе дети освоят навык приветствия, прощания и вопроса «Как дела?», но не более того. К 5 классу у ребенка уже достаточно стабильно развиты навыки письма и чтения, зачем мучить их подобной ахинеей? И разводить руками, что они не знают язык.
Бесспорно, иностранный язык – это предмет, который предполагает наличие неких способностей к изучению, и тут два сценария. Либо академическое изучение, либо так, чтобы был элементарный запас слов, для зарубежных поездок. Оба эти варианта приемлемы, но нет никакого понимания, какой же вектор выбрать для общеобразовательной школы?
Чиновники, авторы разработок о федеральных стандартах образования думают, что мы в школах работаем с академическим подходом. На самом же деле подход любого учителя «иностранца» – это самодельный модуль, методика и материал. По этой причине среди «иностранцев» самая большая «текучка» кадров в школах.
Реальность такова, что вся система начального и общего среднего образования в России сегодня целиком и полностью отталкивается от итоговых аттестаций 9 и 11 классов.
Система, на которую в свое время обрушился шквал критики, не изменилась в лучшую сторону – наоборот, она ежегодно обрастает все новыми ужасающими подробностями, как новогодняя елка игрушками. Совершенно очевидны не просто недостатки, а полный провал ОГЭ и ЕГЭ как форм итогового контроля знаний.
Проблема даже не в формате экзамена или его содержании – главная причина в полном отсутствии единства этой системы, наработанного механизма реализации, и в том, что в мыслях своих чиновники по-прежнему живут в любой другой стране, только не в России, опираясь на какие-то рейтинги школ, данные, статистику. У представителей власти нет никакого представления о реальной картине дня.
Менять нужно не детей, не школу, не учителей – менять нужно форму итогового контроля знаний.
Возвратиться в СССР не получится: не то что страна, дети уже совсем «иного формата». Но взять шаблон того времени, той школы можно. Как взяли западную систему и обыгрываем ее каждый год по-разному, авось с этого бока вид будет лучше. Вот только та, советская школа видела конечный результат своей работы, не было ничего лишнего или ненужного – все спокойно лежало на своих местах.
Пока все дискуссии подобного характера останутся лишь словами, напоминающими диалог с самим собой – тем временем, летом 2017 будем подробно следить за ходом и результатом ЕГЭ.
Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк