Мария Полякова: Об учительских зарплатах с тревогой и печалью

Несмотря на то, что дискуссии вокруг зарплат учителей возникают довольно часто, поле для этих разговоров есть и будет по ряду причин. В первую очередь - потому что труд учителя является одними из важнейших элементов бесплатного (пока что) социального обеспечения. Именно результат работы учителя впоследствии обеспечит хороший, или не очень, базовый набор знаний, необходимых не только для поступления в ВУЗ, но и для общего развития. Однако, учитель, конечно, по сути, исполнитель, у которого обязательно есть организатор. И намного чаще, чем полагает обыватель, плохой результат работы учителя напрямую связан с тем, как организован учебный процесс.

Несколько лет назад произошли серьезные перемены в финансовом секторе среднего образования, а точнее все школы Москвы перешли на так называемую новую систему оплаты труда. Аббревиатуру НСОТ каждый учитель знает порой лучше, чем свой предмет. Не вдаваясь в ненужные подробности, результатом стало следующее: отныне зарплатный фонд преподавательскому составу распределяет не кто иной, как директор. Безусловно, есть определенная система, критерии, по которым директор определяет, кто и за что получает деньги – базовая часть и стимулирующая часть оклада и прочие детали. Вот только одно но – сумма оклада нигде не регламентирована, ее придумывает каждый директор в частном порядке.

Ровно с того дня, как это чиновничье изобретение было реализовано, началась настоящая вакханалия, которая длится по сей день, вот уже пять лет. За бесконечные пять лет эта НСОТ менялась уже бесчисленное количество раз, уследить за тем, сколько было поправок в этой схеме оплаты труда, не представляется возможным. Сначала упразднили стаж работы, то есть работаешь ты год или 30 лет - не имеет значения, поскольку посчитали, вероятно, что за 30 лет ты уж точно обзаведёшься каким-нибудь званием, за которое тебе приплатят тысячу-другую. Далее отменили доплату по коэффициенту трудности предмета, что вообще кажется немыслимым, ибо есть разница готовить к ЕГЭ по русскому языку и математике 25 человек или вести в 5 классе ИЗО. Самое же неприятное в этом странном финансовом алгоритме то, что у учителей отныне зарплата зависит от того, сколько детей в школе.

Сначала учитель зависит от завуча, и вовсе не потому, что завуч опытнее или умнее – просто потому что он организует работу учебной части. Далее учитель зависит от директора, опять же не потому, что тот компетентнее, а потому что он организует работу завуча. Теперь еще учитель зависит от количества детей, которым он преподает предмет. Это какой-то замкнутый круг, в котором большое количество непрофессионалов именно в звене администрации, на том этапе, где рождается учебно-воспитательный процесс. Но и этого было мало – теперь уже сумма зарплаты зависит от директора. И тут следует отметить главное: естественно, как и в любом коллективе, у директора есть сторонники, есть противники. Кому же больше будут платить? Причем совершенно независимо от уровня профессионализма, платить будут тем, кто у «власти». И это еще не самый худший сценарий.

Директор может быть просто самодуром или человеком, у которого одна цель - заработать по максимуму для себя, или пожилым человеком, которому уже не по силам такие нагрузки. Либо наоборот, совсем молодым человеком, который три года был учителем (в лучшем случае) и теперь считает себя суперпрофессионалом. Одним словом – вот повезет учителю с директором и будет ему счастье, не повезет (чаще-то не везет), и заработок оставит желать лучшего.

Теперь немного о цифрах. На сегодняшний день никто не сможет высчитать примерный уровень дохода учителя Москвы – эта цифра будет варьироваться от 25.000 рублей до 70.000, притом, что это могут быть две соседние школы, только в одной получают на 45.000 больше чем в другой. Конечно, на 70.000 рублей могут рассчитывать лишь те, кто работает больше 10-15 лет. Отдельно стоит отметить тех, кто имеет кроме высшей категории, звания различного местного и федерального значения. Там тоже будут надбавки к окладу. Есть ли кто-то в этой стране, кто объяснит учителю, почему он должен работать за 25.000 рублей, готовить к экзаменам, регулярно отчитываться директору о каких-то бесконечных результатах, носиться с предметными олимпиадами, да еще и заполнять текущую документацию.? Почему нужно было так исковеркать систему оплаты труда учителя, чтобы отбивать у человека желание работать дальше, потому что если он личность, то он уважает не только чужой, но и свой труд.

А ведь еще пять лет назад каждый учитель совершенно точно знал, за что он получает каждый рубль. Все было настолько просто, что разобрался бы и ребенок. Тарифная сетка, несколько трудовых разрядов, несколько видов надбавок и доплат. И никакой зависимости от милости директора, от пресловутого человеческого фактора. Теперь же это настолько сложносочиненная система, что на ее расшифровку не соглашаются даже «математики».

Главная задача учителя остается прежней - быть человеком на всех этапах работы с детьми, не просто давать набор знаний, но и воспитывать личность. Почему один получает за это 70.000 рублей, кормит семью, ходит со спокойным сердцем в магазин и вовремя платит по счетам, а другой получает 25.000 за точно такую же работу, но тихо начинает ненавидеть ее, просто потому, что он сам и его близкие элементарно хотят есть..

Государственная служба традиционно считается стабильнее, нежели область коммерции, хотя бы потому что зарплату платят вовремя, всегда оплатят больничный и отпуск. Дмитрий Медведев в преддверии 1 сентября этого года посоветовал учителям еще как-то «подзаработать». Несмотря на то, что многие интерпретировали эти слова как издевательство, премьер имел в виду, безусловно, репетиторство. Это самый нестабильный и небольшой доход учителя, который едва покроет чек в продуктовом магазине, и доступный далеко не каждому, большинство школьных предметов узкого профиля, их даже на итоговой аттестации выбирают редко. Цифры, приведенные выше, касаются, кстати, только Москвы, средняя зарплата в регионах колеблется от 8 до 15 тысяч рублей. В стране, где футболист - миллионер, а ученый, учитель, врач – нищие, не может быть и не будет здорового понимания того, что будущее у народа России общее, которое выстраивается общими, совместными усилиями.

Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи