Мария Полякова: У «кадетства» в России должно быть будущее
- Опубликовано 02 ноября 2016
- Интервью
- Автор: Мария Полякова
7 ноября на Красной площади состоится юбилейный парад, посвященный памятному событию - параду 1941 года, когда прямо оттуда солдаты уходили на фронт. Для жителей Советского Союза тот парад стал символом единства советского народа. В 1941 году никто не предвидел, что война затянется на долгие четыре года, а эхо ее будет звучать через несколько поколений. И вот, прошло 75 лет с того самого дня, и ежегодно 7 ноября в параде принимают участие воспитанники кадетских корпусов Москвы.
История кадетского движения в России насчитывает без малого почти 320 лет - первая школа математических и навигацких наук была основана Петром I в 1701 году. Продолжателем традиций той самой петровской школы сегодня является Навигацкая школа, единственный морской кадетский корпус в Москве. В советское время традиции «кадетства» продолжили суворовские и нахимовские военные училища. Советского Союза давно нет, а училища сохранились. Однако знака равенства между кадетским корпусом и, скажем, любым суворовским училищем нет. Основная разница заключается в том, что кадетский корпус чаще принадлежит Министерству образования, а суворовские и нахимовские училища Министерству обороны.
С конца 90-х в Москве начинают действовать 14 кадетских корпусов, подведомственных Министерству образования. Начало было положено красивое – почти у каждого корпуса была прекрасная учебно-воспитательная база, директор, как правило, был военный, структура была продуманна до мелочей. А главное, реализация воспитательного процесса шла на ура, большинство выпускников поступало в высшие учебные заведения МО, МВД, академии ФСБ и ФСО.
В чем заключалась необходимость учебных заведений типа кадетских корпусов, когда у нас итак в достатке были и есть военные училища, где существенно больше порядка и дисциплины? Теперь, спустя почти 20 лет ответить на этот вопрос будет трудно. Возможно, целью создания кадетских корпусов стал в свое время действительно острый дефицит патриотически настроенной молодежи. Кроме того, одним из главных и безусловных преимуществ кадетских корпусов перед суворовскими училищами была, есть и будет доступность поступления и учебы.
Что же из себя представляет кадетское образование? На самом деле, это не совсем даже образование или, вернее, не только образование. Это четкая система воспитания, продуманная до мельчайших подробностей, направленная не на то, чтобы сделать из мальчика военного. Основная задача лежит в ином поле – вырастить личность, «отковать» внутренний стержень человека, выявить и закрепить в нем лучшие качества характера, заставить верить ребенка, которого так часто воспитывает улица, в то, что он может и обязан быть настоящим человеком. Что у него есть честь и достоинство, которых он не должен ронять ни при каких обстоятельствах. В 12-13 лет эти мальчишки-кадеты уже существенно взрослее своих гражданских сверстников, и не потому, что носят форму. А потому что ежедневно несут прямую ответственность за любые свои действия, привыкают к тому, что у них есть не только права (на которые никто, впрочем, не посягает), но и обязанности.
Досуг кадет лишен многих радостей современной молодежи, в первую очередь, компьютера и Интернета. После уроков у них по распорядку дня спортивные секции, творческие мастерские. Уроки ежедневно выполняются под руководством офицера-воспитателя - следовательно, случаи невыполненного домашнего задания крайне редки. Тут стоит пояснить, что классический кадетский корпус работает по системе интерната (пяти-, ранее шестидневное пребывание воспитанников в корпусе), то есть фактически это полуказарма. Та среда, в которой кадеты живут ежедневно, как раз и является важнейшим плюсом интерната – ее воспитательное воздействие существенно снизилось бы, если бы кадеты каждый день уходили на ночь домой.
Еженедельные спортивные соревнования, частные военно-патриотические мероприятия – результат не заставляет себя ждать. Для многих ребят кадетский корпус становиться вторым домом, куда они часто наведываются после выпуска, чтобы повидать людей, ставших за годы учебы родными.
Сегодня от тех 14 корпусов в Москве осталось немногое: часть из них перешла в ведомство силовых структур, часть закрылась из-за неурядиц и плохого руководства. А те, что есть, переживают не лучшие времена. Финансирование кадетских корпусов резко сократилось несколько лет назад, им запретили набирать традиционный пятый класс, директоров многих корпусов стали ежегодно менять. Предпочтение в выборе директора стали отдавать гражданским, что не могло не сказаться на качестве кадетского компонента и как следствие на количестве желающих учиться в школах этого типа. Традиционных кадетских корпусов в ведомстве Минобра в Москве осталось от силы 5. Их будущее под очень большим вопросом по ряду административных и финансовых причин.
Конечно, выбор - куда пойти учиться, у молодого человека есть. Двери суворовских и нахимовских училищ открыты всем желающим. Кроме того, теперь повсеместно появляются и так называемые президентские училища. Для чего же тогда государству содержать и развивать кадетские школы-интернаты? По очень простой причине – доступность. Поступить в кадетский корпус, а затем учиться, постигать азы военной службы, жить там - по-прежнему проще и доступнее по сравнению с любым суворовским училищем (а оно у нас, в Москве, одно, как известно).
Между тем, глядя на состояние кадетского образования в стране, невольно приходишь к печальному выводу. Как-то так у нас получается, что все, что доступно основной массе населения, сокращается, ликвидируется либо же качество этого доступного продукта делается таким, чтобы его наверняка уж никто не захотел.
Вокруг воспитательного компонента, который должна реализовывать школа, ведется огромное количество разговоров. Бесконечная нормативно-правовая база среднего образования пестрит словом «воспитание». То есть, школа по идее должна не только готовить к ЕГЭ, но и воспитывать. На практике же этого компонента либо нет вовсе, либо он значится только в отчетности перед вышестоящими инстанциями. В результате можно констатировать, что будущее России в «надежных руках» сплошных программистов, моделей, дизайнеров и предпринимателей. Они могут быть хорошими профессионалами, но какие они граждане? Отвечать на такой вопрос должна была бы школа, но ей недосуг воспитывать детей, их на ЕГЭ надо натаскивать.
Часто, когда кадет в парадной форме идет по улице, вслед ему оборачиваются люди, многим нравится и форма, и сам кадет. Подходят, задают вопросы, внимательно разглядывают парадную форму. Он вежливо отвечает, терпеливо ждет, пока рассматривают «парадку», но про себя сердится - не любят кадеты лишнего внимания к себе.
Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк