Павел Родькин: Общество без идеологии - нежизнеспособно

Идеология – это то явление, без которого не может существовать никакое общество. При том, что идеология, по мнению многих, является некой искусственной, абстрактной конструкцией, которая существует в отрыве от реальности, она, тем не менее, востребована даже на предметном, бытовом уровне существования общества. Например, на уровне смысла жизни. Или, например, в том, что сегодня называется образом будущего. Как отдельный человек, так и социум в целом, не могут существовать без какого-то смысла, без перспективы, без будущего. Как только этот смысл утрачивается, у общества автоматически теряется стимул к развитию и даже к существованию. 

Именно поэтому всю историю человечества можно представить как постоянный поиск этих смыслов, которые приобретают и имеют самые разные формы и отличное друг от друга содержание, но без них общество становится мало или вообще нежизнеспособным. 

Идеология – это как раз та сфера, которая включает в себя смысл жизни, план бытия и образ будущего. Поэтому общество без идеологии, которое либо отказывается от неё, или по каким-то причинам не хочет артикулировать её, обрекает себя и всех своих членов на уровень, грубо говоря, растительного, животного существования. 

Именно поэтому я вижу необходимость в работе над созданием идеологии современного российского общества, её формулированием не только как научной абстракции, но и как предметного, понятного всем и каждому смысла бытия и образа желаемого будущего. 

Национальная идея является частью идеологической программы. О поиске национальной идеи говорится уже достаточно долго, но в достаточной степени безрезультативно. В идеале национальная идея в концентрированном виде представляет собой некий кодекс, программу определенных правил, которым должно руководствовать общество и каждый его член в своем развитии и движении к намеченным целям – к образу желаемого будущего.

р

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» - для Агентства СЗК

Автор
Павел Родькин
кандидат искусствоведения, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Павел Родькин

Эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций
Похожие статьи