Павел Родькин: Великий социо-исторический раскол
- Опубликовано 11 мая 2017
- Интервью
- Автор: Павел Родькин
Великое социальное расслоение, охватившие все человечество и набирающее силу в современной России, означает не только имущественное, культурное или даже биологическое неравенство людей. Одним из его аспектов стал идеологический раскол, который проявляется на уровне отношения к истории и исторической политике. Такого раскола не существует на Западе, он является отличительной чертой и политической реальностью именно в России и особенно актуален в контексте официальной идеологии народного единства.
Сегодня в России социальное расслоение фактически признается и рассматривается как норма, при этом общество должно сохранять единство на базе неких надклассовых ценностей. Общая история и историческая память и должна стать такой «скрепой». Проблема заключается в том, что сложившиеся в ходе социальной контрреволюции два разных общества – элиты и массы, – живут в мало пересекающихся реальностях, в разных системах ценностей и соответственно в разных версиях истории. В западном обществе, повторимся, не было альтернативного опыта социальной эволюции, именно поэтому в России линия социального раскола проходит через символы, культуру, праздничные даты, всю историю.
Советский период является не только идеологически неудобным, но и политически опасным, ведь советская история – является на практике реализованной социальной альтернативой не только по отношению к Западу, но и уже по отношению к сегодняшней России. Этот период называется «черным провалом», «трагедией» и т.п. Вычеркиванию из истории подвергаются все положительные упоминания о советском прошлом, десоветизация коснулась даже такой святой даты, как Победа советского народа и советского общества в Великой Отечественной войне, символы которой подвергаются плавному, но беспощадному искажению. И задрапированный мавзолей Ленина – уже частный случай, за которым стоит ультиматум, который элиты ставят массам.
Изменено должно быть не только настоящее, но и прошлое, такова абсолютная логика власти. Общая история утверждается сегодня как образ, с помощью которого навязываются ценности неолиберального общества и триумф его безальтернативности. Для масс нет больше точек опоры ни во вне, ни внутри, ни в прошлом, ни в будущем, план которого уже прописан корпоративными футурологами. И здесь на самом деле нет ничего необычного, историю как всегда пишут победители.
Павел Родькин, доцент Высшей школы экономики, член Зиновьевского клуба – для Агентства СЗК