Павел Святенков: СССР «поскользнулся» на комплексе неверных идей
- Опубликовано 03 сентября 2018
- Интервью
- Автор: Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
В последнее время в нашем обществе всё более активизируется дискуссия о том – нужна ли России государственная идеология или нет.
Агентство СЗК попросило известного российского политолога и публициста Павла Святенкова высказать свою точку зрения на эту тему.
- Первый же вопрос, который возникает в этой связи, а есть ли потребность у российского общества в такой идеологии, готово ли оно принять её?
- Честно говоря, я не вижу у общества такой готовности. Эту идею, на мой взгляд, пытаются навязать сверху. И совершенно непонятно, что же будет нашей государственной идеологией, и, главное, какие могут быть последствия для человека, который, например, её не разделяет. Советский Союз «поскользнулся» именно на этом обстоятельстве – на наличии идеологии, которая на тот момент банально устарела, провалилась, но тем не менее продолжала навязываться обществу вопреки всему. И она в конце концов подорвала само существование Советского Союза. То есть, комплекс неверных идей, который усиленно проталкивался, в какой-то момент вызвал отторжение у общества и гибель самого государства.
Вероятно, сегодня гораздо актуальнее базовые ценности – семьи, свободы, веротерпимости. Но эти ценности должны быть открыто прописаны в Конституции. И они, конечно, не могут носить идеологического характера, поскольку ценности, - это то, вокруг чего мы объединены и что нас объединяет. И их ни при каких обстоятельствах не навязывают. А в случае с идеологией, видимо, предполагается, что это нечто, что искусственно внедряется.
- В контексте государственной идеологии встает также вопрос о национальной идее. Нужна ли она современной России?
- Опять таки – если это то, что будет навязываться, эта идея также будет вызывать отторжение. На мой взгляд, нужен пакет ценностей, которые отличаются от идеологии, тем, что, во-первых, они однозначно объединяют, как, скажем, ценность семьи, а, во-вторых, никем ни в коем случае не навязываются. Ценности, на мой взгляд, - это разные формы, разные грани проявления свободы. И национальной идеей могла бы быть свобода для русского народа или свобода для народов России. Такая идея могла бы работать. А всяческие идеологические конструкции, которые внедряются сверху пусть даже и из лучших побуждений, как показывает практика, - не работают.
- А могла бы быть сегодня для России такой идеей социальная справедливость?
- Идея социальной справедливости – идея хорошая, но главное, как её воплотить на практике. Чем богаче становится общество, чем больших успехов достигает наука, тем шире становится само понятие социальной справедливости. В какой-то момент, вероятно, скажем, доступ к интернету станет важнейшей частью минимального пакета, без которого человек не может обходиться. Когда-то такой пакет мог ограничиваться, грубо говоря, крышей над головой и куском хлеба. Сейчас речь должна идти, например, о возможности получения высокотехнологической медицинской помощи, причем, для всех членов общества.
То есть идея социальной справедливости хороша, но нужно учитывать, что со временем социальный пакет должен расширяться, тот минимум социальных гарантий государства по отношению к каждому члену общества, заложенный в нём, должен постоянно пересматриваться в сторону увеличения и качественного улучшения.
Скажем, в Советском Союзе были довольно неплохие социальные гарантии, но в какой-то момент они стали восприниматься обществом как недостаточная компенсация отсутствия того, что к тому моменту уже было на Западе.
Так что социальное государство, обеспечивающее своим гражданам социальные гарантии, – это, повторю, хорошая идея, но главное здесь – это то, чем будет наполнен пакет, и станет ли он постоянно пополняться.
Беседовал Вадим Лапунов, Агентство СЗК