Дмитрий Поляков: Литература в школе – с обрыва под поезд

Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой выступил с рационализаторским предложением к Минобрнауки, чтобы включить в школьную программу произведения национальной литературы народов России, не уточнив, правда, о каких народах идет речь.

На территории России проживает более 190 народов, включая малочисленные и автохтонные. И у каждого, поверьте, есть определенные достижение на ниве письменного творчества – даже у тех, кто до Советской власти письменности не имел вовсе. "По существу, – уточняет Швыдкой, – если говорить серьезно… дети, живущие в Москве, плохо знают о том, что такое татарская литература или башкирская литература, не говоря уже о народах менее многочисленных. Я думаю, что эта тема в высшей степени важна. Мы плохо знаем друг друга, живя по соседству".

Момент для выдвижения новаторского почина выбран весьма удачно. Только что завершились выборы в Госдуму, на которых правящая партия укрепила свой вес. Важно именно сейчас, когда политический слух еще чуток, выкатить нечто значительное, точно попадающее в лузу идеологических установок, привлекающее общественный интерес к своей персоне.

Кто это, интересно, в столь трудный период межнациональных притирок усомнится в важности изучения в школах произведений тех народов, рядом с которыми живешь? Правильно, никто не посмеет. На это, собственно, и сделана ставка.

«Сейчас скажут, что школьные программы перегружены, что места для этого нет, но поверьте, это вопрос межнационального согласия, он закладывается именно в школе, в вузе, чего сегодня не существует и что крайне опасно», – заверяет ельцинский в прошлом министр культуры.

На это все же хочется ответить, что не все так безобидно, что да, и впрямь, школьные программы не только перегружены сверх всякой меры, но и не сбалансированы, и оттого знания по той же литературе частенько превращаются в сумбурный ком, с трудом ворочающийся в бедных мозгах наших детей.

«Герасим бросил Татьяну и связался с Муму», «Старуха из Эргиль», «У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер», «Ямщик у Гоголя бичует Тройку-Русь», «Поэма Есенина «Анна Онегина» – вот лишь капля в океане перлов школьников, сдающих пресловутый ЕГЭ по русской литературе.

Если несчастный Минобрнауки не в состоянии обеспечить пусть общее, пусть пунктирное, но хотя бы не столь вопиюще безграмотное представление о русской литературе, то что уж говорить о многочисленных литературах соседних народов? Неужели господин Швыдкой действительно считает, что российских школьников следует пичкать наваристым бульоном из письменного творчества десятков народов и народностей, населяющих нашу страну? Он и впрямь уверен, что в итоге из них получатся истинные поборники межнационального согласия?

А если да, то каких сочинений и каких народов? Возьмешь дагестанца, обидятся ингуши, возьмешь чукчу, обидятся тувинцы и т.д. Добавить в программу 190 авторов, чтобы не нарушать межнациональное согласие? Неужели не понятно, что сочинение, популярное и любимое в пределах какой-то одной территории, следует все-таки соотносить с великими произведениями, которые знает весь мир? Иначе критерий в неокрепшем сознании окажется попросту размыт, и винить в этом будет некого, кроме Швыдкого, конечно.

Не лучше ли оставить так, как есть, и не трогать эту взрывоопасную смесь? Пусть в каждой республике дети изучают литературу своего народа, любя ее наряду с произведениями всемирно признанных классиков, которые являются гордостью всей России – и дагестанцев, и татар, и евреев, и русских, и калмыков. Всех.

И не надо кивать на Советский Союз, где, по словам Швыдкова, «мы в школе изучали литературу народов СССР», поскольку не было этого. По единому стандарту дети, как и сегодня, учили русскую литературу и плюс – в республиках – национальную. Довольно того, что какие-то доброхоты из числа политических нюхачей уже впихнули в школьную программу тяжеловатые для подросткового восприятия, угрюмые сочинения Солженицына. Осталось добавить пару каких-нибудь среднеазиатских эпосов – и сердце господина спецпредставителя будет спокойно за моральный дух российского подрастающего поколения.

И тогда насквозь толерантный выпускник, глядишь, и выдаст что-нибудь эдакое, бравурное, на выпускном экзамене, что-то вроде: «К Татьяне в юрту, тихо перекрестясь, заглянул сгорбленный Абай, вдохновенный кудесник в футляре, чтобы сказать ей: «Ай, шайтан, поворотись-ка, дочка, чем тебя породил, тем и убью. Вот лезгинку спляшу на балу с Наташей – и под поезд тебя, любезную, «Махачкала–Москва». А там поминай, как звали – не то Бэла, не то Касым, не то Муму. Швыдкой знает»…

Шутки-шутками, но детей надо не только учить, но и уважать. И не экспериментировать на них ради сиюминутной политической моды.

… Ах, да, и последнее, мелким шрифтом в самом конце: «По мнению Швыдкого, для популяризации многонациональной литературы России необходимо предусмотреть финансовые ресурсы».

Ну, вот теперь, кажется, всё на своих местах. Занавес.

 

Дмитрий Поляков, Агентство ФинЭк

 

 

 

Автор
Агентство СЗК

Дмитрий Поляков

Похожие статьи