Виктор Сумский: Россия реально «повернет на Восток», добившись успеха в импортозамещении, диверсификации экономики и реиндустриализации
- Опубликовано 06 августа 2016
- Интервью
- Автор: Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Сегодня одна из наиболее актуальных задач России на внешнеполитической и внешнеэкономической арене - диверсификация внешних связей. Драматические перемены, происходящие в мире, побуждают Россию «поворачивать на Восток», искать взаимопонимания с партнерами, демонстрирующими высокие темпы роста. Среди них – 10 стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
О том, как развиваются связи России со странами АСЕАН, какие трудности и проблемы сохраняются в отношениях с ними, корреспондент Агентства ФинЭк побеседовал с В.В.Сумским, директором Центра АСЕАН при МГИМО.
- Взаимное сближение России и стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) вроде бы не имеет длинной истории. Расскажите, пожалуйста, о главных этапах развития этих отношений.
- В целом Вы правы, о многовековой истории тут говорить не приходится (хотя со второй половины ХVШ века эпизодические контакты, связанные то с поисками торговых выгод, то с путешествиями ученых мужей и мореплавателей, не были редкостью, и некоторые из них подробно описаны специалистами). Более или менее устойчивые связи начали развиваться с середины XX века, когда страны ЮВА одна за другой стали сбрасывать бремя колониальной зависимости, устанавливать с Москвой дипломатические отношения, принимать в разных формах ее экономическую помощь. С рядом стран у нас бывали периоды весьма интенсивного взаимодействия – как, например, с Индонезией в конце 50-х – начале 60-х годов. С Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей мы работали теснейшим образом на протяжении нескольких десятилетий, в особенности после окончания второй индокитайской войны в середине 70-х годов и объединения Вьетнама.
В ту эпоху наши позиции в Юго-Восточной Азии выглядели достаточно убедительно. Затем, на рубеже 1980-х – 90-х годов начался новый этап, связанный с завершением очень длительного и болезненного конфликта в Индокитае. На последних этапах своего существования Советский Союз сыграл в разблокировании этого конфликта весьма заметную и позитивную роль. Это создало предпосылки для приглашения наших официальных представителей в 1991 г. на мероприятия АСЕАН. Год спустя такое приглашение получила уже Российская Федерация. С 1996 году пользуется статусом официального диалогового партнера АСЕАН. Только что, как Вы знаете, отмечен 20-летний юбилей нашего диалогового партнерства.
Очень важные вехи нашего взаимодействия с АСЕАН связаны с включением РФ в деятельность многосторонних диалоговых платформ, которые создавались в Азиатско-Тихоокеанском регионе вокруг Ассоциации и при ее координирующей роли. Имею в виду, прежде всего, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Восточноазиатский саммит и механизм Совещаний министров обороны стран-участниц АСЕАН с диалоговыми партнерами (СМОА-плюс). Сегодня Россия – постоянный и полноправный участник всех этих многосторонних диалогов.
Подчеркну, что с недавних пор мы обязаны увязывать наше сотрудничество с АСЕАН с обязательствами России перед партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Теперь, выходя на договоренности с какой-либо из стран Юго-Восточной Азии о создании зоны свободной торговли (как это было с Вьетнамом в 2015 году), мы должны привлекать к этому соглашению своих четырех партнеров по ЕАЭС. Со своей стороны, Ассоциация объявила в конце прошлого года о создании Сообщества АСЕАН, тремя «столпами» которого являются сообщества в сферах политики и безопасности, экономики и социально-культурного сотрудничества. Процесс строительства Сообщества не закончен, он будет продолжаться, и это обстоятельство также надо принимать во внимание, выстраивая отношения с АСЕАН.
- Многие эксперты говорят о том, что уровень политического взаимодействия между Россией и АСЕАН пока превосходит уровень их экономического сотрудничества. За счет чего можно было бы углубить торгово-экономическое, инвестиционное, технологическое и другое сотрудничество между РФ и странами ЮВА?
- Признавая, что эти мнения небезосновательны, я бы все-таки не сказал, что наши торгово-экономические обмены стагнируют. Если в 1990-е годы совокупный товарооборот со странами АСЕАН не достигал 1 млрд долларов, то в 2014 году он далеко превысил 20 млрд долларов. Хотя сейчас эти показатели несколько «просели», мы по-прежнему можем считать, что динамика этих процессов в целом положительная.
Другой вопрос, как придать этой динамике новое качество? И что должна была бы сделать именно наша страна, чтобы эти процессы пошли более активно?
Прежде всего, имеет смысл привлекать асеановский бизнес к реализации всевозможных проектов развития проектов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Именно эти области РФ географически ближе всего расположены к ЮВА, и именно через них естественно и удобно наращивать связи со странами АСЕАН.
Но тут возникает очень важный вопрос инфраструктурных и логистических выходов России в эти страны. Развитию наших экономических отношений в огромной мере способствовало бы создание новых магистралей, новых транспортных коридоров.
Ну, и наконец, решающим образом повлиять на развитие экономических отношений со странами АСЕАН могли бы процессы реиндустриализации в самой России, перевод ее экономики на инновационные рельсы. Без диверсификации отечественной экономики мы не может рассчитывать на решительные изменения в отношениях ни со странами АСЕАН, ни со многими другими внешними партнерами.
– Президент России Владимир Путин предложил в декабре прошлого года начать консультации по линии ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и АСЕАН о налаживании экономического партнерства. По каким направлениям, на Ваш взгляд, оно должно развиваться?
- С моей точки зрения, главная тема такого многостороннего диалога, а затем и с ответствующих практических действий – сотрудничество в деле экономической интеграции Евразии с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это – грандиозный проект. Если и когда его потенциальным участникам удастся найти общий язык, откроется огромное поле для взаимодействий между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. С другой стороны, это будет очень важным шагом на пути к тому, что мы сегодня называем многополярным миром.
– Недавно подписано соглашение между ЕАЭС и Вьетнамом о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Что, с Вашей точки зрения, может дать его реализация обеим сторонам?
- На мой взгляд, говорить о режимах свободной торговли как об инструментах экономического развития не приходится. Скорее, они просто выявляют тот реальный потенциал, который существует у договаривающихся сторон на момент заключения соглашения. Думаю, зона свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам – своего рода пилотный проект, на примере которого стороны хотели бы посмотреть, во что может вылиться создание аналогичной зоны между ЕАЭС и АСЕАН в целом, и как вести себя каждой из сторон, чтобы режим свободной торговли оказался для них максимально выгодным. Если так, то создание этой ЗСТ – по существу, экспериментальный шаг.
- Что Вы скажете об основные итогах сочинского саммита Россия-АСЕАН?
- Очень важен сам факт того, что этот саммит состоялся, что высшие руководители десяти стран АСЕАН встретились с Президентом РФ в тот момент, когда наши не самые добрые друзья стараются создать впечатление об изоляции России в мире. Всем участникам саммита было ясно, что это мероприятия имеет политический подтекст. Само его проведение подчеркивает, что Россия воспринимается как великая держава, без которой никакие проблемы современного мира решаться не могут.
Страны же АСЕАН, приняв участие в этом саммите, подтвердили и себе, и миру, что являются вполне самостоятельными субъектами мировой политики.
Еще один важный момент состоит в том, что это было очень прагматическое и содержательное мероприятие. По многим позициям участники саммита продемонстрировали реалистичный взгляд, показав, что они не ждут каких-то скорых, прорывных результатов, что они настроены на последовательное укрепление основ экономического взаимодействия.
Обсудив в конкретном ключе то, что можно сделать вместе в обозримом будущем, участники саммита не стали упускать из виду стратегическую перспективу. Говоря об этом, имею в виду уже упоминавшуюся российскую инициативу о диалоге между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, которая воспринята асеановскими партнерами с большой заинтересованностью.