Инновационный путь развития – уроки экономической истории
- Опубликовано 02 июля 2018
- Широкорад
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук
Современный этап развития российской экономики выдвигает беспрецедентные по масштабам задачи, которые требуют безотлагательного решения. Страна в ближайшее время должна выйти на темпы роста выше среднемировых на основе воссозданной промышленной базы новейшего технологического уровня.
Выведение экономики на инновационную траекторию развития является безальтернативным требованием современного этапа рыночных преобразований. Такие условия диктует и внутренняя социально-экономическая обстановка и геополитическое окружение. В глобальном плане все более отчетливо формируется настороженное отношение к недавним партнерам, перемещение акцента с внешней сферы на внутреннее хозяйство.
Цель далеко не новая. Однако, не намечены даже пути, ведущие к ее достижению, несмотря на активные дискуссии в научном сообществе, экспертных кругах, фиксации задачи в директивных документах самого высокого управленческого уровня. Нередко приходится слышать, что для достижения цели требуются некие «свежие» решения. Бесспорно, новаторство приветствуется во всех сферах. Однако, в экономике к таким призывам следует относиться с известной долей осторожности. На преобразование принципиальных механизмов функционирования экономики рассчитывать непродуктивно. Ведь сами механизмы за последние века не изменились. До сих пор человечество потребляет традиционные продукты питания, металлы, конструкционные материалы и так далее.
Они стали более сложными, изменились технологические процессы их производства. Но в основе осталась неизменная цепь последовательных действий – чтобы все это получить, надо построить заводы и фермы, снабдить их сырьем и энергией, а все это осуществляется на основе инвестиционного процесса. Меняются инструменты, методы управления, институциональная архитектура, но принципиальный глубинный механизм остается константным: капиталовложения, производственная база, удовлетворение запросов общества в товарах и услугах.
Но если все так просто, то почему же проблему не удается снять с повестки дня? Наверное, настало время понять, что пора отказываться от инфантильной веры во всесилие рыночных сил, особенно финансовых показателей. Сейчас доминирует представление о том, что если привести финансовые показатели к общепринятым «нормам», то и вся остальная экономика начнет «правильно» функционировать. Вряд ли стоит оспаривать тезис о том, что финансовые показатели должны быть сбалансированными. Но при этом иметь в виду, что финансовые показатели должны являться следствием процессов в реальной экономике, а не наоборот. В противном случае это напоминает «подгонку» ответа на задачу, а не ее решение. Что, собственно, и наблюдается. Инфляция подавляется, бюджет балансируется, фонды «развития» формируются, а развитие не выходит из проблемной зоны.
Сейчас совершенно очевидно, что рыночная модель, ставящая во главу угла погоню за прибылью, причем в краткосрочной перспективе, по определению не в состоянии обеспечить выход на инновационный путь развития. Для этого требуется некий внешний стимулятор. Подобрать на эту роль какой-либо институт помимо государства невозможно. (В рыночной экономике конструктивную роль играла конкуренция. Но в настоящее время она выступает в настолько модифицированном виде, что о ней уместно говорить только в учебных курсах экономической истории).
Государственным задачам – государственный подход
Государство в рыночной экономике вовсе не противопоставляется рыночным силам. Оно выступает таким же участником хозяйственных отношений, правда, с большей социальной направленностью, и действующее в общенациональных интересах. Более того, оно строит инфраструктурный фундамент для развития бизнеса. Как крупного, так и малого. Действительно, государство в определенной мере ограничивает сиюминутные интересы частного предпринимательства, но лишь для того, чтобы обеспечить перспективы функционирования в долгосрочном плане.
Каким же образом государство может выполнить свою миссию?
Участие государства в экономике реализуется в первую очередь через инвестиционные каналы. Государственные, то есть бюджетные средства направляются в те отрасли экономики или регионы, которые требуют развития, но которые по тем или иным причинам не привлекают частные капиталы.
В настоящее время для стимулирования экономики, обеспечения темпов роста ВВП и промышленного производства активно реализуют масштабные инфраструктурные проекты. Безусловно, в качестве стимуляторов экономики они играют важную роль, имеют ярко выраженную социальную направленность. Это дороги, рекреационно – оздоровительные сооружения, научно-внедренческие кластеры и другие подобные объекты. В ходе их реализации создаются рабочие места, размещаются заказы предприятиям –субпоставщикам, транспортным предприятиям, что загружает их мощности, а сотрудники обеспечиваются работой и заработной платой.
Полезность инфраструктурных проектов вряд ли можно отрицать. Однако, они не содержат инновационного заряда. Давая заказы поставщикам, они не создают стимулы для производства новейших материалов. Имеются в виду не отдельные новые материалы, применяемые фрагментарно, скажем, на спортивных объектах или в дорожном строительстве, а именно инновационный импульс, оказывающий влияние на всю экономику, поднимающий ее на новый технологический уровень. Инфраструктурные проекты предполагают экстенсивный путь развития, а на повестке дня вопрос о качественном технологическом рывке. Значит, нужно что-то другое.
Макет «Бурана» на территории РКК «Энергия» в Королеве. Фото с сайта http://www.buran.ru/
Традиционная логика, да и опыт подсказывают, что в таком случае упор надо сделать на исследовательско-внедренческие центры. Однако, эффективность этого «апробированного» метода оказывается невысокой. Ведь они находятся вне сложившегося экономического механизма страны, не являются его органической, а, главное, востребованной частью. Граница между исследовательской структурой и реальной экономикой нередко становится непреодолимой. Причина весьма проста – крупные компании принципиально новые продукты осваивают неохотно- это затратные капиталовложения, ломка производственного процесса под новые технологические линии, измененные логистические схемы. А главное, новые потребители, которые тоже бывают консервативны и для «раскачки» спроса требуются рекламно-маркетинговые мероприятия. Они требуют немалых расходов, причем без гарантированного успеха. Иными словами, там, где есть «внедрение», всегда есть и «сопротивление».
И вообще, внедрение несколько напоминает административно-командные методы управления экономикой. Поэтому их эффективность в рыночных условиях оставляет желать лучшего. Рыночной экономике требуются рыночные методы. И такой подход не надо изобретать. Как ни странно, его можно найти в нашей недавней экономической истории – административно-командной. Реальный инновационный импульс дает реализация масштабного прорывного проекта, требующего нововведений и нетрадиционных решений. Обязательное условие - масштабность и нацеленность на будущее.
Принципиальное отличие заключается в том, что «включается» именно экономический механизм. Самое важное, что отсутствует казавшаяся камнем преткновения проблема внедрения новинок в производство, поскольку технические и технологические новации, новые материалы становятся жизненно необходимыми для успеха «стержневого» проекта. При этом средства, отпущенные на реализацию проекта, играют роль субрынка. Основной исполнитель размещает не просто заказы, а подкрепляет их платежеспособным спросом. Он как бы «втягивает» смежников и подрядчиков в процесс реализации проекта на экономических условиях. Последнее обстоятельство для экономики существенно важно. Именно наличие «заказчика» или «потребителя» имеют решающее значение для запуска и поддержки работы экономического механизма.
«Буран» - проект космического значения
В хозяйственном опыте СССР положительных примеров влияния масштабных проектов на экономику страны можно найти немало. Но, пожалуй, наиболее яркий и «рыночный» - это создание пилотируемого космического корабля «Буран». Грандиозный проект не только был успешно завершен, о чем свидетельствовал орбитальный полет челнока, но он обеспечил инновационный прорыв, вызвал к жизни серию революционных технических решений, в ряде случаев опередивших свое время. Может быть, поэтому с наступлением перестройки его поспешно сочли «бесперспективным»?
Вовлеченность в проект 15 союзных министерств свидетельствует о том, что практически все отрасли были затронуты этим инновационным проектом. В его реализации участвовали тысячи смежников, которые в ходе выполнения заказа должны были решать действительно нетривиальные задачи. В проекте принимали участие коллективы разных отраслей промышленности, научно-исследовательских учреждений, испытательных центров. При этом можно сказать, что испытания прошел не только сам «Буран», но и уникальная ракета, которая выводила его на орбиту.
Всего в ходе изготовления «Буран» было решено более 550 проблем, причем далеко не все они были предусмотрены на стадии проектирования. Многие возникали и оперативно решались ходе производственного процесса. Причем проблемы не отвлеченные, требовавшие дополнительных усилий по внедрению, а немедленно востребованные производством, в том числе, в других отраслях и для других целей.
«Буран» на старте. 15 ноября 1988 г. Фото: http://www.buran.ru/images/jpg/bbur95.jpg
Так, корабль управлялся с помощью бортового компьютера, что в то время было абсолютной новацией. Аппарат, выведенный на орбиту ракетой-носителем «Энергия», дважды облетел вокруг Земли и успешно выполнил посадку на космодроме Байконур 15 ноября 1988 года. Восхищение у специалистов вызвало то, что весь полет, включая посадку, был выполнен в автоматическом режиме. Мировое сообщество впечатлила точность приземления в сложных метеорологических условиях. (Соперничавшие с нами американцы посадку автомату не доверили). Это был научно-технический прорыв, особенно учитывая характеристики вычислительной техники и программного обеспечения того времени. Опыт посадки в автоматическом режиме до сих пор используется в современной беспилотной авиации (200 томов документации по проекту бережно сохранены в НПО «Молния», отвечавшего за проект).
Концентрация усилий и ресурсов давала гарантию достижения поставленной цели. Достаточно перечислить лишь основные организационные и инфраструктурные этапы реализации проекта: лабораторно-стендовая база; новые материалы (металлические и неметаллические, теплозащита, изоляция); новые технологические процессы и станочное оборудование; экспериментальные работы; создание посадочного комплекса; летающие модели и летающие лаборатории; разработка алгоритмов управления; лабораторно-стендовая отработка агрегатов и систем. И за каждым пунктом далеко не полного перечня скрываются технические и технологические решения! Например, для теплозащиты корабля силами советских ученых был создан совершенно новый материал, а конфигурации термоизолирующих плиток с учетом обводов корпуса и места их прикрепления впервые были рассчитаны на компьютере. Каждая из этих задач была сложнейшей с научной и технической точки зрения. Иными словами, инновационной и прорывной. Особенно следует подчеркнуть, что «Буран» полностью изготавливался на отечественной элементной и технологической базе.
Приземление «Бурана» в автоматическом режиме. 15 ноября 1988 г. Фото: http://www.buran.ru/htm/foto39.htm
Исключительное внимание уделялось безопасности полетов. Такой подход не только дал импульс разработке систем теплозащиты, конструкции планера, бортового комплекса управления и его программного обеспечения. Тщательно прорабатывались действия на случай нештатных ситуаций. В качестве обязательной ставилась задача спасения экипажа и корабля в любой точке орбиты. Так, была предусмотрена возможность отделения корабля от ракеты-носителя с возвратом на космодром в случае сбоя на старте. Предполагалось подготовить сеть запасных аэродромов. Причем для минимизации числа витков ожидания использовались географические особенности страны. Аэродромы планировались в Крыму, на Дальнем Востоке, Прибалтике… и даже на Кубе.
Требования по безопасности вылились в самостоятельное направление поисков и решений. Потребовались широкомасштабные работы по определению аэродинамических и газодинамических характеристик, характеристик прочности, устойчивости и управляемости, моделированию штатных и нештатных траекторий на ЭВМ и полунатурных стендах.
Отработка алгоритмов автоматического и ручного управления потребовала проведения расчетных и экспериментальных исследований с использованием таких новаторских приемов, как математические моделирование, создания пилотажных стендов, летающей лаборатории на базе ТУ-154, которая на основе компьютерных программ полностью имитировала полетные характеристики «Бурана».
* * *
Проект «Буран» дал мощный инновационный импульс развитию промышленной базы страны, высокоточных производств, освоению новых материалов. Шаг вперед сделала не только космическая отрасль. На новую технологическую ступеньку поднялась вся экономика страны.
Из уникального проекта «Буран» можно и нужно извлечь несколько уроков. Не только технологических. Не менее важен организационно-управленческий опыт. От фундаментальных исследований до экспериментальных производств, испытательных стендов и подготовки кадров - все продумано, скоординировано и что немаловажно – подкреплено необходимыми ресурсами. Такой подход называется государственным и гарантирует успех.
Михаил Беляев, кандидат экономических наук, экономический обозреватель радио "Спутник", ведущий аналитик Агентства СЗК