Спасет ли от инфляции «бюджетное правило»?
- Опубликовано 26 февраля 2016
- Важное
- Автор: Елена Широкова
Минфин предлагает после 2018 г. ввести новый механизм, который называет по-старому «бюджетным правилом» - оно обязывает направлять в резервный фонд или фонд национального благосостояния часть нефтегазовых доходов бюджета, когда цены на нефть превышают установленный правилом уровень.
Обращение к «бюджетному правилу» означает, что Минфин намерен участвовать в формировании валютного курса. «Это не только способ обеспечить стабильную фискальную и налоговую конструкцию в средне- и долгосрочной перспективе, но также и единственный действенный способ изолировать волатильность реального валютного курса от колебаний цен на нефть…..При цене на нефть $40–50/бар. бюджет должен делать сбережения и правительство должно начинать покупки иностранных активов. Так как эти покупки финансируются бюджетными сбережениями, то это не будет нести инфляционных последствий в отличие от прямых покупок валюты Банком России. При снижении цен ниже $50/бар. валюта должна продаваться, защищая рубль от временных шоков», – считает замминистра финансов Максим Орешкин.
По сути, речь идет о повторении первого варианта бюджетного правила от 2004 г., когда было принято решение об изъятии всех нефтедоходов сверх зафиксированной цены в стабфонд. Установленная тогда планка в $20 продержалась всего два года и была повышена до $27: росла цена нефти, а с ней – аппетиты. С 2013 г. ввели новое правило, взяв в качестве ориентира среднюю цену нефти за несколько лет и ограничив дефицит 1% ВВП. Но механизм средней цены, когда она составляла порядка $50/бар, надо обдумать, чтобы сделать цену более гибкой.
Речь идет о принципиально новом шаге: ведь до 2008 г. Банк России пытался ограничивать укрепление национальной валюты через интервенции на рынке, а Минфин – сберегать средства в стабилизационном фонде. Что мы имели: интервенции превышали сбережения, реальный курс рубля укреплялся, конкурентоспособность бизнеса снижалась на фоне роста зарплат, опережающего рост производительности труда, мы теряли конкурентоспособность несырьевого бизнеса. А с 2015 г. Минфин напрямую влияет на денежные рынки: дефицит бюджета финансируется из резервного фонда путем продажи валюты Центробанку, благодаря чему в систему поступает все больше дешевой ликвидности по нулевой ставке. На 2016 г. действие правила было приостановлено, поскольку оно привязывало нашу экономическую политику к доллару через цену на нефть.
В Центробанке заявили, что предложение Минфина нуждается в обсуждении и уточнении, и его нельзя воспринимать как фактор, ведущий к искажению ситуации на рынке. Цель – поэтапно снизить дефицит бюджета, ужесточить расходную часть бюджета и обеспечить контроль над инфляцией.