Атомные соглашения не работали еще до их заморозки

«Речь не идет о прекращении сотрудничества между Россией и США в области мирного использования атомной энергии, как зачастую это сегодня транслируется в СМИ, как российских, так и зарубежных. Базовое соглашение о сотрудничестве между нашими странами в области гражданской атомной энергетики остается в силе, это - Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 2011 года».

С таким заявлением выступил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков. Мероприятие было посвящено недавнему решению России разорвать одно соглашение по атомному сотрудничеству с США и приостановить два других.

Как известно, 3 октября Кремль принял решение приостановить действие договора с США об утилизации оружейного плутония. Вслед за этим - заморозить соглашение о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах (НИР), а также разорвать договор о сотрудничестве с США по конверсии исследовательских реакторов.

Как отметил Хлопоков, все эти атомные соглашения между РФ и США не работали еще до их заморозки со стороны Москвы. Кроме того, они были более низкого уровня, чем базовое Соглашение от 2011 года.

Скажем, в соглашении об оружейном плутонии речь идет об утилизации 34 тонн избыточного оружейного плутония. По последней, дополненной версии документа, планировалось, что в 2018 году Россия и США синхронно, это очень важно, приступят к утилизации оружейного плутония методом сжигания в энергетических реакторах. В России планировалось использовать реакторы на Белоярской АЭС. США должны были выбрать реакторы из своих действующих и переоборудовать их. В России необходимая инфраструктура была фактически уже готова. В США эта работа фактически не начата – скажем, не определены даже реакторы для сжигания плутония. Более того, там сейчас ведется активная дискуссия об альтернативном методе утилизации плутония, а именно его захоронении в геологических породах.

Между тем, этот метод не обеспечивает невозвратность, необратимость утилизации плутония, что фактически являлось одной из главных задач соглашения по плутонию. Кроме того, в США по большому счету не принято решение, как дальше двигаться по этому соглашению.

«Несмотря на то, что в соглашение по плутонию российской стороной был добавлен ряд политических требований – компенсация за санкции, отмена закона Магницкого – на мой взгляд, все-таки основным условием возвращения России к выполнению соглашения является именно выполнение США своих обязательств по этому документу», - отметил Хлопков.

По словам Хлопкова, второстепенный статус был и у соглашения по конверсии исследовательских реакторов, которое Россия решила разорвать.

После ядерного испытания Индии в 1974 году пришло осознание, что материалы гражданской ядерной энергетики зачастую могут быть переключены на военное использование. СССР и США приняли свои независимые программы по переводу, то есть конверсии, исследовательских реакторов в третьих странах с высокообогащенного урана на низкообогащенный, который не представляет угрозу с точки зрения ядерного распространения. В 1990-х годах к этому процессу подключилось МАГАТЭ, а Россия и США объединили свои усилия. С тех пор из десятков стран был вывезен высокообогащенный уран, а исследовательские реакторы - либо закрыты, либо переведены на использование низкообогащенного урана.

Потом США и Россия приняли решении, что они могут продемонстрировать в духе доброй воли готовность к конверсии своих реакторов с высокообогащенного урана на низкообогащенный. В России было определено дополнительно шесть реаторов, поскольку девять реакторов ранее были закрыты.

Основная работа со стороны России в рамках соглашения о конверсии реакторов была завершена. По мнению Хлопкова, Россия может продолжить работы по конверсии в одностороннем порядке и вне соглашения с США.

«С моей точки зрения, такое пакетное решение, когда сразу два соглашения приостановлены, а из одного Россия вышла, имеет цель подать сигнал нашим американским коллегам, что не получается избирательно сотрудничать с Россией по одним направлениям и при этом игнорировать российские интересы по другим, в том числе в ядерной сфере. Необходимо выстраивать сотрудничество, исходя из уважения интересов, в том числе национальной безопасности друг друга», - подчеркнул Хлопков.

Агентство ФинЭк

 

Автор

Агентство ФинЭк

Похожие статьи