Электромобили угрожают нефтяному бизнесу

Электромобили, которые большинство считает экзотикой или игрушками для богатых и "повернутых" на экологии, через какие-то тринадцать лет смогут стать серьезной угрозой для нефтяной отрасли, лишив ее порядка $2 трлн. ежегодных доходов. Об этом говорится в докладе, подготовленном аналитиками Goldman Sachs, которые оценили, как развитие производства электромобилей повлияет на доходы нефтяных компаний в перспективе до 2030 года.

В документе, с которым познакомилось РБК, представлены три варианта развития событий: базовый, «гиперсценарий» и сценарий «два градуса по Цельсию», который учитывает потепление климата на два градуса к 2100 году (вероятность — 50%, об этом сценарии говорило Международное энергетическое агентство).

По первому сценарию к 2030 году электромобили составят 6,5% мирового автопарка, по второму — 10%, по третьему — 15%. При этом цена электромобилей станет конкурентоспособной по сравнению с обычными машинами, если стоимость электрической батареи будет ниже $100 за 1 кВт·ч (в этом случае машина окупается за три года). Сейчас стоимость батарей для электромобилей составляет $220 за 1 кВт·ч. В базовом сценарии она упадет до $165 за 1 кВт·ч к 2020 году, в гиперсценарии - до $110, а к 2030 году - до $73.

В исследовании говорится, что пик спроса на нефть и продукты ее переработки настанет в 2024 году из-за стремительного развития развивающихся рынков во главе с Индией, а затем спрос на них начнет снижаться.

Все это ударит по нефтяной отрасли. К 2030 году спрос на нефть снизится на 2 млн, 3 млн или 4 млн барр. в сутки в зависимости от сценария. Одновременно потенциальные ежегодные доходы нефтяного бизнеса и государства сократятся на $1,9 трлн. Из них $896 млрд потерь придется на добычу. Серьезно пострадают и бюджеты государств, особенно у тех, где они зависят от нефтяных доходов.

Хотя сценарии, разработанные аналитиками Goldman Sachs, могут серьезно затронуть российскую экономику, пока еще сидящую на "нефтяной игле", ни руководство страны, ни менеджеры крупных нефтяных компаний пока не считают электромобили серьезной угрозой. Кроме того, в глобальном контексте у мирового нефтяного бизнеса и владельцев автомобильных концернов достаточно рычагов воздействия и финансовых средств, которые могут быть использованы в случае, если они сочтут ситуацию с ростом производства электромобилей действительно угрожающей.

 

Агентство СЗК

Автор

Агентство СЗК

Похожие статьи