Информационная безопасность: доктрина России и Украины
- Опубликовано 27 февраля 2017
- Важное
- Автор: Sosedgeorg
Почти через 2,5 месяца после появления Указа Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" на сайте президента Украины опубликовали Указ №47/2017 "О Доктрине информационной безопасности Украины". В чем принципиальные различия двух стран в подходе к информационной безопасности?
Президент РФ Владимир Путин утвердил доктрину информационной безопасности 5 декабря 2016 года. Предыдущая доктрина, утвержденная в сентябре 2000 года, признана утратившей силу, и всерьез была переработана Советом Безопасности России, пишет РБК.
Документ состоит из 38 статей, разбитых на пять глав. Текст начинается с указания национальных интересов в сфере национальной безопасности. Далее идет перечисление основных информационных угроз в современном мире. На основании этих угроз формируются стратегические цели национальной политики, касающиеся экономики, военной сферы, дипломатии, науки и образования.
Национальные интересы
- Обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации.
- Обеспечение в России устойчивого и бесперебойного функционирования критической информационной инфраструктуры.
- Развитие в России отрасли информационных технологий и электронной промышленности.
- Продвижение достоверной информации о госполитике России и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире.
- Содействие формированию системы международной информационной безопасности.
Основные информационные угрозы
- Ряд западных стран наращивает возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
- Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в России.
- Спецслужбы отдельных государств пытаются дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в различных регионах мира. Цель — подрыв суверенитета и нарушение территориальной целостности государств. Методы — использование информационных технологий, а также религиозных, этнических и правозащитных организаций.
- В зарубежных СМИ растет объем материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики России.
- Российским журналистам за рубежом создаются препятствия, российские СМИ подвергаются «откровенной дискриминации».
- Террористические и экстремистские группировки нагнетают межнациональную и социальную напряженность, занимаются пропагандой, привлекают новых сторонников.
- Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере.
- Растет число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека, неприкосновенности частной жизни, защиты персональных данных. Эти преступления становятся все изощреннее.
- Иностранные государства усиливают разведывательную деятельность в России. Растет количество компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, их масштабы и сложность растут.
- Высокий уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий (электронная компонентная база, программное обеспечение, вычислительная техника, средства связи).
- Низкий уровень эффективности российских научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий. Отечественные разработки плохо внедряются, кадровый потенциал в этой области низкий.
- Отдельные государства используют технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. Управление интернетом на принципах справедливости и доверия между разными странами невозможно.
Стратегические цели
Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
В военной политике:
- Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий.
- Совершенствование системы обеспечения информационной безопасности армии.
- Прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз.
- Содействие обеспечению защиты интересов союзников России в информационной сфере.
- Нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.
В области государственной и общественной безопасности:
- Противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремизма, ксенофобии и национализма.
- Повышение защищенности критической информационной инфраструктуры.
- Повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления.
- Обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
- Повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики.
- Нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В экономике:
- Инновационное развитие отрасли информационных технологий.
- Ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий.
- Развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов.
В науке и образовании:
- Достижение конкурентоспособности российских информационных технологий.
- Развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности.
- Формирование у граждан культуры личной информационной безопасности.
В международных отношениях:
- Осуществление самостоятельной и независимой информационной политики.
- Участие в формировании системы международной информационной безопасности.
- Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере, продвижение российской позиции в соответствующих международных организациях.
Россия в своей новой доктрине информационной безопасности заинтересована в формировании системы международной информационной безопасности и в обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации.
У Порошенко другой взгляд на информационную безопасность Украины.
Доктрина информационной безопасности Украины
Доктрина Украины сравнительно небольшая. И в первом же абзаце Порошенко называет конкретного врага, против кого направлена Доктрина.
Применение Российской Федерацией технологий гибридной войны против Украины превратило информационную сферу в ключевую арену противоборства. Именно против Украины Российская Федерация использует новейшие информационные технологии воздействия на сознание граждан, направленные на разжигание национальной и религиозной розни, пропаганду агрессивной войны, изменение конституционного строя насильственным путем или нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины.
....
Целью Доктрины является уточнение принципов формирования и реализации государственной информационной политики, прежде всего по противодействию разрушительному информационном влияния Российской Федерации в условиях развязанной ею гибридной войны.
А далее идут противоречивые постулаты: с одной стороны обеспечить конституционные права, а с другой стороны - оградить граждан от информации, противоречащей официальной точки зрения. Инакомыслие и критика отныне является самым главным смертельным грехом на Украине.
Обратите внимание на некоторые пункты Доктрины:
определение механизмов регулирования работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций, учреждений культуры и средств массовой информации, а также использование местных радиостанций, телевизионных центров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрета работы приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачи информации через компьютерные сети в условиях введения правового режима военного положения;
....
постоянный мониторинг пропаганды государства-агрессора, разработка и оперативная реализация адекватных мер противодействия;
....
недопущения использования международного информационного пространства в деструктивных целях или для действий, направленных на дискредитацию Украины на международном уровне;
Чтобы не допустить в международном информационном пространстве появления "ненужных материалов", разведке Украины предлагается проводить спецоперации за пределами страны (одним словом "хакнуть" весь мир):
проведение разведывательными органами Украины акций содействие реализации и защиты национальных интересов Украины в информационной сфере, противодействия внешним угрозам информационной безопасности государства за пределами Украины;
Напомню, что это официальный документ страны, стремящейся стать частью Европы и НАТО. Экспертам и специалистам еще предстоит оценить последствия такой Доктрины, хотя уже становится понятно, что эта "Доктрина информационной безопасности" говорит о необходимости тоталитарного контроля и цензуры. Что это, Доктрина или Диктатура?
Первые жертвы: сотрудницу Минобороны уволили за пост о волонтерах, которая написала, что волонтеры зарабатывают на войне. В прессе уже писали, что на данный момент практически все авторитетные волонтерские организации убраны и заменены на "непонятные фонды". Такую критику (или правду) правительство Украины не любит и не потерпит.