Иноагенты – кто они?

Аналитический центр ВЦИОМ представил результаты мониторингового опроса россиян об иноагентах. Исследование показало, что концепция иноагента для россиян строится на негативных смыслах; прежде всего на образе врага и шпиона, где сплелись и советские маркеры (шпион, лазутчик, засланный казачок), и современные политико-правовые элементы (пятая колонна). Для большинства это слово звучит как «чужой» и «опасный», не просто человек с иными взглядами, а предатель, враг, который действует против своей страны.

Аналитики отмечают, что за последние три года россиянам стала чуть привычнее проблематика закона об иноагентах. Согласно исследованию, 75% россиян знают или что-то слышали о законе об иноагентах, что на 5 п.п. больше, чем в 2022 году. И хотя осведомленность выросла незначительно, готовность одобрять маркировку иностранных агентов укрепилась ощутимо, общественная консолидация в пользу закона налицо (2022 г. — 54%, 2025 г. — 65%), а доля противников маркировки с 2022 г. сократилась в полтора раза. При этом поддержка закона прослеживается во всех возрастных группах.

Для 41% опрошенных иноагент – «прежде всего враг и предатель». Больше всего граждан (28%) связывают его с предательством страны, диверсиями и шпионской деятельностью (13%). Кроме того, 7% опрошенных убеждены, что иностранные агенты действуют в интересах других стран или получают там деньги, а 5% связывают этот термин с эмигрантами, которых не стоит пускать в Россию.

В исследовании отмечается, что у 30% опрошенных упоминание термина вызывает негативные эмоции. При этом восприятие статуса становится все более персонифицированным - россияне чаще вспоминают известных артистов и блогеров, нежели политиков или организации. Топ-3 узнаваемых иноагентов составили М. Галкин*, А. Макаревич* и Моргенштерн* (А. Пугачева занимает второе место, но статус иноагента примадонна не получала); среди организаций чаще других звучал «Дождь»*. В то же время остается достаточно большая доля тех, кто хоть и наслышан о законе, назвать кого-либо из иноагентов не может.

* СМИ или физическое лицо, признанное выполняющим функции иноагента.
Автор

Агентство СЗК

Похожие статьи