Золотовалютные резервы Украины и долг перед Россией

Согласно данным МВФ, международные валютные резервы Украины, по состоянию на 31.07.2016 года - 14 082 млн. долларов. При этом, монетарного золота всего 7,6% от этой цифры - $1 081,3 млн. Остальные резервы в ценных бумагах, включая иностранную валюту и в СПЗ - special drawing rights - расчетная денежная единица, используемая исключительно Международным валютным фондом, для взаиморасчетов между странами-участницами.

И глядя на динамику повышения СПЗ Украины, многие начинают подозревать, что Украина пытается срочно накопить $3 млрд для отдачи долга России. Давайте разбираться, насколько эта информация соответствует действительности.

Надо понимать, что доля СПЗ у каждой страны своя, и она строго регламентирована, согласно квотам.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых платит 25% своей квоты в СПЗ или в валюте других стран-членов, а остальные 75% — в национальной валюте.

По состоянию на 01.03.2016 г. уставный капитал МВФ составлял 467,2 млрд. СПЗ.

Квота Украины составляет 2011,8 млрд. СПЗ, что составляет 0,43% совокупной квоты МВФ. По состоянию на 01.02.2016 г. общая задолженность Украины по кредитам перед МВФ составляла 7,7 млрд. СПЗ.

Сколько это будет в долларах? 2011,8 млрд. СПЗ - это примерно 3 млрд. долларов США.

И, как Вы понимаете, эти $3 млрд. никак не связаны с долгом Украины России. Просто цифры очень похожи.

Справка, которую можно не читать

Предоставление кредитов МВФ может осуществляться по четырем основным направлениям:

  1. На основе резервной доли (Reserve Tranche) страны-члена МВФ в пределах 25% квоты страна может получить кредит практически беспрепятственно по первому запросу.
  2. На основе кредитной доли доступ страны к кредитным ресурсам МВФ не может превышать 200% ее квоты.
  3. На основе кредитов стэнд-бай (Stand-by Arrangements)

Предоставляются с 1952 г. и обеспечивают гарантию того, что в пределах определенной суммы и при соблюдении определенных условий страна может беспрепятственно получить кредит от МВФ в обмен на национальную валюту. На практике это осуществляется путем открытия стране кредитной линии. Кредиты стенд-бай предоставляются на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

  1. На основе механизма расширенного кредитования (Extended Fund Facility)

С 1974 г. МВФ предоставляет кредиты на длительные сроки и в размерах, превышающие квоты стран. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями. Такие кредиты, как правило, предоставляются на несколько лет траншами. Главное их назначение — содействие странам в осуществлении стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны выполнения определенных условий. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies) и направляются в МВФ. Ход выполнения обязательств периодически контролируется путем оценки предусмотренных целевых критериев реализации Меморандума (Performance Criteria).

Кредиты МВФ и долг Украины

МВФ не дает деньги Украине уже больше года. За различными формулировками "отказов" Украине в рассмотрении вопросов, по мнению экспертов, лежит единственная причина - не урегулированный долг перед Россией.

Сумма просроченного долга Украины перед Россией составляет 3,075 миллиарда долларов. Минфин РФ в декабре 2013 года выкупил за счет средств ФНБ двухлетние украинские евробонды со ставкой 5% годовых. Украина исправно обслуживала этот долг до декабря 2015 года, после чего Киев наложил мораторий на выплату последнего купона на 75 миллионов долларов и погашение основной суммы задолженности. Так же был наложен мораторий на выплату российским банкам 507 миллионов долларов кредитов КБ "Южное" и "Укравтодора".

Вначале Киев настаивал на том, что долг Украины перед Россией коммерческий. И юристы МВФ были в затруднительном положении. По сути, Россия оказала помощь Украине, действуя в рамках Парижского клуба. А по существу, приобрела частный облигационный заем, регулируемый в рамках Лондонского клуба. Кредит был оформлен так хитро, что Россия сможет трактовать условия займа в нужной для себя "плоскости".

Международный валютный фонд признал долг Киева перед российским кредитором государственным, фактически обязав Украину его выплатить или каким-то образом урегулировать.

При этом МВФ изменил правила и разрешил кредитовать дефолтные страны. Но там были оговорки о необходимости предпринять добросовестные попытки договориться с кредитором.

Украина делала робкие попытки имитировать переговоры, но в результате ни одной официальной встречи с Россией по этому вопросу так и не состоялось.

Весной 2016 года Украина отправила в Высокий суд Англии возражения по долгу. Документ получился забавным, если не сказать - смешным.

Впрочем, как и вся ситуация с судом Украины против России анекдотична.

Украина затягивает процесс, при том, что ей на текущий момент выгодно официально проиграть суд. Проиграв его, Украина тут же потребует кредит у МВФ, чтобы отдать долг России, и получить следующие транши для вливания в свою экономику.

Представляете, какую задачу сейчас решают в правительстве Украины?

Как проиграть суд России и не потерять лицо перед собственным народом.

 

http://sosedgeorg.livejournal.com/430643.html

Автор

Sosedgeorg

Похожие статьи