«Договорняк» или доигрывание?

До финального свистка – дня выборов в Госдуму РФ остается совсем немного времени. И, казалось бы, так напряженно и интересно начавшаяся в ЦАО Москвы борьба сейчас достигнет своего апогея, критической точки. Но нет, нынешняя ситуация на избирательном поле ЦАО напоминает то ли договорной матч, то ли унылое доигрывание, когда лидер уже твердо уверен в победе, а аутсайдеры, даже не пытаются обострить игру. 

В группе лидеров кампании в 208-м центральном округе Москвы однозначно находятся Олег Леонов, Сергей Митрохин, Максим Шевченко и Нина Останина. До недавнего времени в число политиков-тяжеловесов входила Кетеван Хараидзе, но объективные обстоятельства фактически вынудили её отказаться от дальнейшей борьбы. 

У Олега Леонова конкретная и небольшая программа действий – он выступает против ночного шума в ЦАО, намеревается спасти 20 исторических зданий, ратует за бесплатные пересадки на наземном транспорте и хочет добиться для жителей ЦАО единого пространства резидентской парковки на всей территории округа. А поскольку самовыдвиженец Олег Леонов идет на выборы как провластный кандидат (это в ЦАО известно даже детишкам), надо полагать, что все эти пункты с «Единой Россией» согласованы. Хотя для провластного кандидата программа все же мелковата. Главная проблема Леонова в том, что он однозначно ставленник «Единой России», которую, мягко говоря, не жалуют в ЦАО. И еще он уже крепко поднадоел своей неумеренной рекламой, а до выборов-то еще месяц. 

А вот остальные лидеры, вероятно, по молчаливому согласию, сплотились и спелись, чтобы любыми силами не пустить в Думу Леонова. Они напоминают детей в песочнице, которые дружат друг с другом – Митрохин, Останина и Шевченко – против «противного мальчишки» Леонова. 

Они, похоже, заигрались в умное голосование и им нечего, кроме этого, сказать и предложить людям. А жителям ЦАО уже давно надоела политическая трескотня и от кандидатов они ждут не болтовни, а конкретной помощи. 

Сергей Митрохин, невзирая на свою яблочную принадлежность, сам и только сам, челноком снуя по Москве, чинит шлагбаумы, спасает исторические здания, зеленые насаждения, укладывает лежачие полицейские, размечает пешеходные переходы… Он мельтешит и уже явно намылил взгляд жителям ЦАО. А вот в ином качестве он им просто не нужен. 

Максим Шевченко в последнее время развил бурную деятельность. Но чем дальше он активничает, тем все больше становится похожим на говорящую голову в телевизоре, каковым он и являлся длительное время. Громкий голос, вербальное забивание оппонентов, нахрапистость вкупе с патетикой. Программы как таковой у него нет, а есть абстрактный лозунг: «Демократия, свобода и справедливость». Какие конкретные дела за ним - никому неизвестно. Впрочем, некоторые считают Думу большой говорильней, так что Шевченко там вполне может обустроиться… 

Главная беда кампании Нины Останиной в том, что она ориентирована в основном на ту часть электората, которая голосует не за конкретного кандидата, а за партию: им не важно, кто баллотируется, главное – от какой партийной структуры. Все свои силы Останина бросила на завоевание симпатии тех избирателей, которые и без всякой агитации отдадут свои голоса КПРФ, как-то позабыв при этом о массе аполитичных, живущих земными заботами, уставших от обмана и обещаний граждан. А зря. Рассказывать об инициативах КПРФ, поднимать проблему Грудинина, размещать репортажи с партийных сходок и митингов – далеко не всем это интересно. Бороться надо за неопределившихся, безразличных к политике, недовольных, уставших. Надо демонстрировать личность, характер, понимание проблем, бескомпромиссность кандидата, чтобы люди узнали конкретного человека и поверили ему – вне зависимости от партийной принадлежности. Надо работать с тем электоратом, которому все равно. 

Ещё одно интересное наблюдение, которое также наводит на мысль о «договорняке» - фактически полное отсутствие в ЦАО наглядной агитации. Исключение сделано лишь для Леонова. Есть совсем немного «визуалки» у Останиной – листовки на столбах и заборах. Впрочем, тут не обошлось без очевидной нелепости. Кому-то в её штабе пришла в голову «гениальная» мысль изготовить пластиковые магниты с портретом кандидата и призывом не забыть сделать свой выбор. Возьмет, мол, потенциальный избиратель такую блямбу примерно 8 на 8 сантиметров и повесит на холодильник рядом, скажем, с магнитом с Кипра, где он побывал до ковида. И родится у него ассоциация – победит Останина, сразу откроются границы, и вот он любимый средиземноморский остров. М-да… 

Все же остальные кандидаты по части «визуалки» в большом пролете. Впрочем, те, кто считает, что встать на плакате в отработанную перед зеркалом позу, сложить бровки домиком, а губки бантиком – это достаточный аргумент для входа в Думу, глубоко ошибаются. Так считал на выборах в Мосгордуму два года назад кандидат от ЛДПР Кошлаков-Крестовский, который забил изображением себя любимого все доступное пространство 43 округа и все равно проиграл Сергею Митрохину, у которого не было денег даже на банальную листовку. Намек Олегу Леонову… 

Остается последний тайм – может быть, кандидаты все-таки встряхнутся и порадуют нас интересной игрой? А? 

Владимир Голубков

Автор
Агентство СЗК

Владимир Голубков

Похожие статьи