Интеллект в эпоху пандемии

В эпоху цифровых технологий многие области человеческой жизни претерпевают изменения. Пандемия коронавируса продолжает вносить существенные изменения в жизнь каждого человека, по сути вселяя страх, неуверенность в завтрашнем дне – человеку кажется, будто его заперли в тюрьме, откуда пока он не находит выхода. Тем не менее, так ли реалии последних двух лет изменили коллективное мышление, или эти изменения начались раньше? Интернет, как явление, ставшее абсолютным прорывом века технологий, начал корректировать человеческую жизнь задолго до пандемии. Так, первая область изменений коснулась той высшей психической функции человеческого мозга, которая отвечает за мышление. 

Мышление по сути есть не результат чего-либо, а на мой взгляд, - это процесс. С точки зрения нейрофизиологической, на мышление влияют разные биологические механизмы, которые могут существенно воздействовать на уровень интеллекта. Но разве мышление и интеллект это не одно и то же? Совершенно точно, нет. Разве не может человек, выросший в плохих с социальной точки зрения условиях, затем стать ученым? Или наоборот, вокруг множество примеров людей с блестящим образованием, но их интеллект при этом остается низким? Так что же такое мышление, и какова связь мышления и интеллекта, а главное на что можно оказать большее влияния? 

В тот период, когда социальные сети еще не стали вездесущими, мы все гуляли во дворе, ссорились, мирились, влюблялись и страдали. Еще лет 25 назад, самым страшным наказанием для любого ребенка был запрет выйти на улицу. То, как изменилась молодежь за какие-то 20-25 лет, кажется совершенно немыслимым. Самое страшное наказание сегодня - это оставить без телефона, а, следовательно, без интернета. То, что еще вчера казалось развлечением, сегодня стало жизненной необходимостью для большинства жителей планеты Земля. На этой почве стали появляться всевозможные психические нарушения, наподобие зависимости от компьютера, от игр, и так далее, их даже как будто стали лечить на манер игроманов. Тем не менее есть один феномен, который указывает на то, что в эпоху интернета страдает именно мышление – это уход от общения с реальными людьми и полный переход на виртуальную коммуникацию. Именно этот феномен и лежит в основе тех изменений, которые мы наблюдаем последние лет 20-25. 

Развитие коммуникативного навыка как одного из ключевых формируется в детском и подростковом возрасте. В те самые сензитивные периоды личностного становления и формирования новых адаптационных механизмов, среди которых коммуникативный навык остается одним из ведущих, человек начинает заменять живое общение виртуальным, оставляя навык коммуникации недоразвитым. 

Великий отечественный психолог Лев Семенович Выготский еще в начале XX века сформулировал один из базовых принципов развития мышления. Он предположил, что ребенок развивается, находясь в двух зонах – ближайшего и актуального развития. Все то, что ребенок умеет, есть зона актуального развития, все то, чему он должен научиться (ходить, говорить, играть в более сложные игры) - это зона ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (Л. С. Выготский). 

Соответственно, если один или несколько навыков развиваются частично или не развиваются вовсе, то мы с уверенностью можем говорить о наличие определенных отклонений у человека. Учение всегда предполагает дополнительное усилие, но наш мозг совершенно не настроен на это усилие, конечно, он будет искать более простые решения. Так, со временем мы заполучили целое поколение людей, у которых этот базовый коммуникативный навык либо нарушен, либо недоразвит. 

Мышление, как процесс крайне динамический, постоянно нуждается в поиске новых решений для новых задач. Как только человек останавливает этот процесс, он сам останавливается в общем развитии. Таким образом, мышление — это «масло», а интеллект — это «двигатель», и без масла этот двигатель перестает работать. Мышление — это непрекращающийся процесс, который развивает интеллект, что в свою очередь превращает ребенка из неблагополучной семьи в человека у которого есть все, точно так же, как и остановливает развитие интеллекта, оставляя тем самым человека на низшей ступени интеллектуальной лестницы. 

Ко мне часто обращаются за помощью родители, которые не знают, как отвадить ребенка от компьютера, за этим, казалось бы, безобидным увлечением следуют проблемы, в решении которых помочь может уже только специалист. Молодые люди не развивают навык коммуникации, следовательно, настоящая жизнь со всеми своими плюсами и минусами кажется им крутой горой, которую нет никакой необходимости покорять. Пандемия, бесспорно изменила нашу жизнь, вот только проблематика обнаружит себя не сейчас, а когда все закончиться. Мышление и интеллект меняются сейчас, результат этих изменений нам еще только предстоит исследовать.

Мария ПОЛЯКОВА, психолог

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи