Как пытаются окатоличить православного первопечатника Георгия Скорину
- Опубликовано 22 марта 2018
- Фонд «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»
- Автор: Юрий Иванов
Для России это происходит незаметно, наш ученый мир реагирует на деятельность средневекового восточнославянского первопечатника не более чем ремарками или редкими научными трудам. Так образовались в истории нашей страны два незаслуженно забытых сюжета – это победа при Молодях и деятельность Георгия Ф. Скорины.
Не так давно, в 2017 году, в лимитрофах отмечали 500-летие выхода из печати Библии Франциска Скорины. Во время научных конференций и симпозиумов ученые из Литвы, Польши, Чехии, Белоруссии и Молдавии практически договорились о том, что биография этого средневекового деятеля должна выглядеть следующим образом.
Первопечатник, философ-гуманист и учёный-лекарь Франциск (Франтишек) Скорина родился в конце 80-х или в самом начале 90-х годов XV века в Полоцке, Великое княжество Литовское, в доме купца Луки Скорины. Получил домашнее образование. Отец был уважаемым и обеспеченным горожанином.
Предположительно с 1504 года Скорина — студент Ягеллонского университета в Кракове. В 1506 году он заканчивает факультет вольных искусств со степенью бакалавра.
Следующие пять лет Скорина продолжает учиться в Кракове на факультете медицины, и 9 ноября 1512 года защищает степень доктора медицины.
В 1517 году уже в Праге Скорина печатает на церковнославянском языке «Псалтырь» - первую печатную книгу, в которой он пользуется словами прижизненного русского языка, единого для всех восточнославянских народов, проживающих на территории нынешних России, Украины и Белоруссии, на котором до сих пор говорят русины Карпато-Днестровского региона (Молдавии и Румынии).
Всего в 1517 -1519 годах он печатает 23 книги из Библии.
«Библия руска» Скорины
В 1520-м Скорина переезжает в Вильну, столицу Великого княжества Литовского, и открывает первую в княжестве типографию. Там в 1525 году печатает «Апостола». Меценатами становятся тракайский воевода князь Константин Острожский, а также «почтивые виленские мужи» Якуб Бабич и Богдан Онков. Существует мнение, что оказывал свое покровительство бастард Ян (внебрачный сын короля Сигизмунда I Старого).
В конце 1529 или в начале 1530 года магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский приглашает Скорину в Кёнигсберг.
В 1532 году Скорина предпринимает поездку в Великое княжество Московское, откуда его якобы изгнали «как католика». Из письма1552 года польского короля и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа к своему послу в Риме Альберту Кличке, следует, что «книги Скорины в Москве были сожжены за латинство».
Около 1535 года Скорина вынужденно переезжает в Прагу.
Предполагается, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон Рус, лекарь, как и отец, приехал в Прагу за наследством.
Этим кончилась жизнь Скорины, сведения о месте захоронения якобы не сохранились.
С вышеперечисленными фактами согласны многие, в основном, западные, исследователи.
Серьёзную возможность прояснить «тёмные» места загадочной биографии первопечатника дают фрагменты тиверско-русинского летописного свода Трояновой земли средневековых правителей севера Пруто-Днестровского междуречья, упомянутых в «Повести временных лет», как «тиверцы, иже суть толковины».
В этих летописях, сохранившихся среди русинов Молдавии, говорится, что в 1520 году Юрга (русинское произношение христианского имени Георгий) Скорина, как уже известный мастер-печатник, приехал из Праги в Сучаву – столицу Молдавского княжества, по приглашению её портаря Луки Арборе – регента при молодом молдавском господаре Стефане IV. По его просьбе Скорина печатает Святое писание и житие апостола Андрея.
В 1520 году Скорина переезжает в Великие Расконы – столицу Трояновой земли, где по просьбе великого толковина Твердохлеба печатает «Деяния Апостола Андрея». Печатный станок располагает в пристройках возле церкви Святого Андрея (не сохранилась).
В 1542 году Юрга опять прибывает в Сучаву из Праги по приглашению Елены Сербиянки – супруги господаря Молдавии Петра IV Рареша. Елена Сербиянка просит Скорину напечатать книги, оправдывающие её предка Вука Бранковича, одного из вождей сербского войска в битве на Косовом поле в 1389 году, и весь род Бранковичей от незаслуженных обвинений и злобной клеветы. В тексте летописи говорится, что именно стойкость Вука Бранковича и его воинов привела, несмотря на огромные потери, сербское войско к полной победе (в отличие от бытующей ныне точки зрения на Косовскую битву – Ю. И.) и изгнанию турок за пределы Сербии. Сербский исследователь Зоран Милошевич говорит, что княгиня передала Скорине большие деньги на борьбу с унией и римским католичеством.
В 1550 году Юрга Скорина селится на молдавских землях в Великих Расконах, окончательно покинув Прагу, бросив там всё нажитое добро, и всё это из-за смертельной угрозы со стороны «проклятых латинян, псов папы римского и короля Чехии». В Праге его признают умершим от тяжёлой болезни и объявляют, что «если кто назовётся его именем, то будет наказан, как великий злодей за обман добрых людей и брошен в яму».
В Молдавии великий толковин Твердобой принимает Скорину и в 1551 году он открывает в районе Косоуцкого монастыря лечебницу и практикует.
Печатный станок Гутенберга, на котором печатал Скорина
В 1552 году Скорину приглашает в Старую Рашку – нынешний Вадул-Рашков на Днестре Республики Молдова, — Бронемирча Властимирович – местный властитель из рода великих сербских жупанов первой княжеской династии Властимировичей. Бронемирча узнал, что Скорина ранее выполнял в Сучаве заказы Елены Сербиянки по печатанию книг, прославляющих род Бранковичей. Поэтому он просит мастера составить родословную Властимировичей и прославить их деяния и подвиги. Скорина установил печатный станок в пристройках церкви Архангела Михаила, являвшейся родовой усыпальницей Властимировичей (в перестроенном виде сохранилась до сего дня).
Летом 1822 года эту церковь посетил Александр Сергеевич Пушкин в поисках родословной книги великих жупанов Сербии Властимировичей, составленной и напечатанной Юргой Скориной.
В 1553 или 1554 году Скорину приглашает в свою резиденцию (нынешнее село Лэпушна Республики Молдова) господарь Молдавии Александр Лэпушняну. Господарь предложил напечатать Библию и жизнеописание молдавских господарей, на «чистом и благозвучном языке нашем русском молдавском». Узнав о градостроительных талантах, которые Скорина уже успел проявить в Трояновой земле, господарь просит его начать строительство дамбы для большого озера в районе нынешнего города Оргеева Республики Молдова. Из русинских текстов также следует, что Скорина возводит первоначальные оборонительные сооружения будущего Оргеева и становится по указу господаря его первым градоначальником – портарем.
В этот период Георгий Скорина неоднократно посещает Великое княжество Московское, продолжая линию своего отца Луки Скорины, выполнявшего посредническую миссию между молдавскими господарями и великими князьями московскими за объединение православных княжеств. Не исключено, что во время одной из поездок Юрга знакомится с будущим московским первопечатником Иваном Фёдоровым. Есть сведения, что Скорина неоднократно выдавал Ивану Фёдорову деньги на печатное дело в Московии.
В 1563 году Георгий Ф. Скорина предпринимает поездку в родной Полоцк, только что взятый войсками царя Ивана Грозного в ходе Ливонской войны. Скорина приветствует освобождение бывшей столицы Полоцкого русского княжества от власти Литвы и Польши, а православных святынь от католического засилья и осквернения. Царь принимает Скорину с уважением и почётом, отдавая дань, как делам отца – Луки, так и трудам самого Юрги.
Летом 1572 года, по приглашению Георгия Скорины, в Великие Расконы из Львова прибывает Иван Фёдоров, почитавший старого полочанина как величайшего человека своего времени и называвшего его своим учителем.
Совершив ещё много благих деяний в Молдавской земле и в других местах, окружённый любовью и почитанием, Георгий (Юрга) Скорина умирает, это случилось в Великих Расконах 22 сентября 1572 года.
Место захоронения известно.
Надо сказать, что, несмотря на немалое количество работ, посвящённых жизни и деятельности первопечатника, многое остаётся невыясненным и принятым условно, а потому удовлетворяет не всех. Причина – отдаленность событий — более пяти столетий, скудость дошедших письменных источников, а также – тенденциозность авторов, пишущих о Скорине в русле собственного мифотворческого порыва и сиюминутной политической выгоды. Последнее особенно актуально, хотя говорить об этом не хочется, ибо Скорина есть символ общности тех народов, среди которых протекала его незаурядная жизнь, а не фигура политических раздоров сегодняшнего дня и предмет национальной гордыни. Это и проявилось во время празднования 500-летия выхода из печати «Библии Русской», почему-то уже переименованной в «пражскую». Русская наука не проявила интереса к этой объединяющей славян фигуре и в неё уже вцепились своими когтями политики из Литвы, Чехии и Польши, уже и сутану сшили, спасибо ученым-сябрам из Минска и Молдовы, которые встали на защиту православного философа и просветителя.
Славянский мир разделен по границам королевств, таможенных постов и веры, но не разделился русский язык. Не разделённым между политическими амбициями должен оставаться и Георгий Скорина, слава которого является общей для всех славян, и для южных, и для западных, но забытый в России, как стала забытой обозначившая конец трёхсотлетнего татаро-монгольского ига славная победа при Молодях 2 августа 1578 года.
Юрий Иванов, литератор, историк русинского края (Молдавия) – для Агентства СЗК