Наука и невежество: Как вернуть авторитет первой и как бороться со вторым
- Опубликовано 29 января 2018
- Фонд «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»
- Автор: Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Еще несколько десятилетий назад мы были самой читающей нацией в мире. Образование и знание были очень престижными вещами, статус ученых был чрезвычайно высок. Советские проекты были амбициозны, но интересны и реализуемы и в результате продвинули страну на ведущее местно в мире с точки зрения научного и технического прогресса.
После распада СССР процесс неуклонного движения страны к передовым позициям в науке, технике, образовании остановился, более того, он пошел вспять. И сейчас в полный рост в России встала проблема тотальной безграмотности и невежества в сферах науки и образования. М откатились в этом отношении на век, а то и более назад.
На днях в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" прошло очередное заседание Зиновьевского клуба на тему: "Наука и невежество в современном мире». В заседании приняли участие сопредседатель сопредседатель Зиновьевского клуба, руководитель Биографического института Александра Зиновьева Ольга Зиновьева, ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Фокин, заместитель декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Алексей Козырев, директор московской школы №2101 «Филевский образовательный центр» Дмитрий Модель, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по международным делам Светлана Журова, а также члены Зиновьевского клуба Михаил Фридман, Олег Назаров, Павел Родькин.
Фото: Дмитрий Кошлаков-Крестовский, Агентство СЗК
Открывая заседание, Ольга Зиновьева отметила, что именно в СССР была ликвидирована безграмотность, расцветало образование и просвещение. Именно в те годы произошел духовный и научный подъем страны, когда каждый понимал свою ответственность перед собой, обществом и будущим в целом. Однако в начале 90-х годов после распада СССР, наша страна была выбита из колеи. Россия стала пятиться назад во всех областях, включая науку. Начался процесс разрушения страны, а науку перестали финансировать, от нее отказалось государство, а самих учёных стали считать странными людьми, сравнивая с маргиналами.
Павел Фокин, выступивший на заседании с докладом, выразил мнение, что невежество - не только образовательная, но еще и психологическая проблема, связанная с той социальной неустойчивостью, которая появилась в 90-е годы. Как считает Фокин, сегодня происходит оболванивание масс, рост невежества, чему способствуют все сложившиеся в стране обстоятельства.
Сейчас очень популярен интернет. Погоня за рейтингами, лайками, каким-то уровнем, стала чуть ли не главной идеей современного мира. Вследствие этого растет и популярность псевдонауки, неких популярных журналов, чьи тиражи только увеличиваются. Одновременно роль настоящих научных изданий уменьшается, а их тиражи сокращаются, либо издания вообще закрываются.
— Несмотря на то, что были предприняты попытки, направленные на модернизацию науки и образования, все это привело к снижению качества образования, — отметил докладчик. — Много говорят о поддержке одаренных детей, но их единицы. Нужно сосредоточиться на основной массе, именно эти люди создают страну, экономику, жизнь. Главное сегодня - массовое просвещение и воспитание.
Фото: Дмитрий Кошлаков-Крестовский, Агентство СЗК
Алексей Козырев считает, что огромный вред российской науке и состоянию образованности наносит Болонская система образования.
— В чем я вижу опасность для нашего просвещения? Во-первых, в том, что разделение образования на три уровня - бакалавр, магистр и аспирант - приводит к тому, что порог входа на определенный уровень вовсе не предполагает прохождения уровня предыдущего. В Советском Союзе образование было элитарным. Если раньше в университет шли максимум 30% выпускников, то сегодня идут все. Появляются специальности, которые не являются университетскими - аудит, консалтинг, пиар. Университет превращается в массовую школу, - отметил Козырев.
Дмитрий Модель сообщил о результатах работы в сфере школьного образования.
— В том году у нас в стране было 38 детей, которые на международных предметных олимпиадах завоевали победу либо призовые места, — пояснил спикер. — Вместе с тем нет ощущения этих побед. Есть подозрение, что это связано с недоверием общественности к тому, что мы делаем, и результатам, которые получаем. Есть чемпионаты WorldSkills, JuniorSkills. По этим показателям мы вошли в пять лучших стран. А как же сделать так, чтобы результат стали ощутимы?
По мнению докладчика, невежество возникает от незнания, и с этим необходимо бороться путем массового просвещения.
— Нам с вами надо научиться различать творог и творожный продукт, который не имеет знака качества. Это абсолютно разные явления. Надо выбирать осознано и знать, что ты получишь в конце, — подытожил Дмитрий Модель.
Фото: Дмитрий Кошлаков-Крестовский, Агентство СЗК
В развернувшейся дискуссии приняли участие Светлана Журова, Михаил Фридман, Олег Назаров, Павел Родькин.
Участники заседания были едины в одном – необходимо всеми возможными способами добиваться того, чтобы вернуть науке утраченный авторитет, сделать ее цивилизационным драйвером и, одновременно, всеми силами бороться с набирающим силу невежеством, которое способно это поступательное движение не только остановить, но и повернуть вспять.
Вадим Лапунов, Агентство СЗК