Система образования: через конфликт к консенсусу?

Сложно себе представить более конфликтогенную область гражданского общества, чем образовательная. Споры, дискуссии, бесконечные круглые столы, непрекращающийся поиск единой концепции, которая удовлетворяла бы нужды всех участников процесса – и все в пустоту по очевидным причинам. 

Система образования в России - область достаточно инертная, редко и неохотно откликающаяся на какие-то перемены. А между тем, перемены преследуют образовательную среду на каждом шагу, откликаться на них она если и хочет, то не всегда может. 

Какое противоречие сегодня лежит в основе того распада системы образования, к которому уверенно шли, и результаты которого теперь так ругают? Если не вдаваться в подробности, которые и без того хорошо известны, то мы имеем следующую картину дня: детский сад, затем школа и напоследок ВУЗ все вместе отныне являют собой сферу обслуживания. Учителя это продавцы, дети и родители, а затем и студенты – покупатели. То, что так сложилось, - уже данность, факт. Отчего же тогда страсти по образованию (причем в том виде, в каком оно было лет 30 назад) не утихают? 

На эту тему корреспондент Агентства ФинЭк побеседовал с Любовью Цой, профессиональным конфликтологом, кандидатом социологических  наук, членом Зиновьевского клуба. 

- В сложившейся ситуации, когда образовательный процесс превратился в услугу, как найти компромисс между участниками и реализаторами этой концепции, который минимизирует огромное количество взаимных претензий и разногласий. 

- Цель образования - формирование целостности личности, общества и государства, - уверена Л. Цой. - Ряд членов экспертного сообщества не разделяет официальной позиции. Тем не менее, существует Национальная доктрина, есть определенный курс, направленный на становление национального самосознания, воспитания полноценной личности, которая не потребляет готовый продукт, а создает его. Я, конечно, понимаю, что возврат в СССР невозможен, но считаю, что те управленцы, которые уничтожают самое лучшее, то, что способствует формированию разностороннего человека, патриота своей страны, не должны быть аттестованы на руководящие должности. 

Образование, как услуга, появилась в документах РФ под влиянием тех экспертов и консультантов, которые на первое место поставили экономический критерий в противовес социальному критерию, которым руководствовались в СССР. Сделано это было волевым путем, в приказном порядке. Новый взгляд на образование считался некой новацией в борьбе с коммунистическим прошлым. Тех, кто не разделял этого подхода, были выдавлены и уволены из бюджетных образовательных учреждений. 

Возможно, именно теперь появилась потребность в независимой оценке, экспертизе. На мой взгляд, Министерству образования РФ необходимо иметь две группы независимых экспертов и консультантов, которые могли бы оказывать влияние на принятие управленческих решений. Кстати, подобная схема может стать новым форматом в процессе принятия решений на том или ином уровне, неким промежуточным звеном между властью, реформаторами и реализаторами образовательного процесса. Группа А, те, кто смотрит на все процессы в образования как на "услуги", экономические критерии, и группа Б - те, кто рассматривает образование с точки зрения социальных критериев. 

И, наконец, необходимо заново вернуться к публичному обсуждению цели российского образования. Необходимо находить точки соприкосновения, и не множить проблемы, а постепенно их решать через соглашения и договоренности, через решения, которые будут способны существенно повлиять на будущее российского образования, - подчеркнула Л. Цой. 

Конфликт, как явление живое, очень подвижное, сопровождает каждое чиновничье нововведение, каждую новаторскую идею, любое преобразование, в лучшую или худшую сторону. Конфликт не всегда несет в себе отрицательный заряд, иногда истина рождается в споре, а еще чаще именно конфликт раскрывает не только потенциал, но и обнаруживает ясную и четкую позицию оппонентов. 

Возможно, действительно, пора пересмотреть сам формат принятия решений об очередном нововведении, услышать мнение не только экспертного сообщества, но всех участников процесса?

Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк

 

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи